Личный кабинет
Вход и регистрация
Личный кабинет
Вход и регистрация
На прошлой неделе в Ояшинском детском доме-интернате завершился первый блок обучения, которое поможет учреждению перейти на семейно-ориентированную модель «Как дома». Это только самое начало проекта, но уже есть результаты. О них и о том, как можно сделать из детского дома настоящий дом рассказала заместитель директора фонда «Солнечный город» Анна Волкова.
Кто учит?
В сентябре в Ояш приезжал Олег Пальмов, доцент Санкт-Петербургского Университета, эксперт в области технологии раннего вмешательства. Он провёл диагностику учреждения, оценил, возможно ли здесь внедрение семейно-ориентированной модели, чтобы приблизить жизнь детей к обычной семейной. В мае Олег вместе с Ларисой Капустянской, специалистом-методистом детского дома-интерната в Павловске (в этом городе такой проект работает уже два года), составили план, по которому Ояшинскому интернату предстоит превратиться в дом для своих воспитанников.
В Новосибирске есть свой эксперт по проекту «Как дома» - это Татьяна Дубакина, старший воспитатель дома ребёнка №2. Этот дом малютки перешёл на семейно-ориентированную модель, благодаря сотрудничеству с фондом «Солнечный город» в проекте «Как дома», и с 2012 года все дети здесь живут в условиях, максимально приближенных к семейным. Поэтому первый блок обучения мы вполне смогли провести своими силами, не дожидаясь экспертов из Санкт-Петербурга.
Кого учат?
Начали работать с командой, чья задача контролировать проект, и со специалистами, которые непосредственно контактируют с детьми. Говорили про доступную среду и почему важно, чтобы игрушки были на полу, а не на дальней полке, какие есть эффективные способы взаимодействия и долгосрочной работы с детьми, кроме того, обсудили, почему важно проводить мониторинг на начальном этапе. Например, чтобы было видно, что происходит с детьми и как они реагируют на воспитателей, мы провели видеосъёмку. И теперь участники обучения могут посмотреть на этот процесс со стороны.
Зачем всё это?
Этот проект может кардинально изменить жизнь ребят, которые оказываются в интернате. Это сложные дети, у них много серьёзных диагнозов. Но доказано, и мы сами в этом убеждаемся, что в семейной атмосфере такие дети быстрее развиваются и даже избавляются от некоторых диагнозов. Уже сейчас можно говорить о небольших результатах. Например, когда Олег приезжал, то порекомендовал отращивать девочкам волосы. И вот теперь появилась потребность в резиночках, расчёсочках, бантиках. Все эти гендерные принадлежности. И оказывается, что подобные вещи помогают детям социализироваться. Малыши начинают понимать, кто они. Воспитатели говорят о том, прошло чуть больше месяца с тех пор, как после обучения они изменили подход к воспитанникам, и дети стали более открытые. А ещё стали внимательнее к деталям. Например, такая история. Воспитательница принесла малышам пазлы в сумочке. Одна из девочек с этой сумочкой не захотела расставаться. Пришлось пойти и договориться, чтобы сестра-хозяйка сшила и всем остальным сумочки. Казалось бы, это ерунда, но у этих детей в первый раз появилась своя собственная вещь.
29 июня нас ждёт следующий семинар, который приблизит воспитателей и детей к тому, чтобы жить «Как дома».
Комментарий подготовила Татьяна Мартынова