Два детства

1750
15.02.2017
Jye07s9qqaw

Иногда кажется, что дети, которые живут в детском доме – это двоечники, иждивенцы, агрессоры и нарушители общественного спокойствия. Мы говорим «обычный ребенок» и «ребенок из детского дома», четко разделяя эти два понятия. На улице заметить детдомовца легко, потому что они другие. И дело даже не в одежде или прическе, дело во взгляде, поведении, отношении.

В этом материале мы вместе с Эльвирой Савиновой, экспертом проекта «Наука правильной заботы», рассказываем о том, что отличает «домашнего» ребенка от воспитанника учреждения, почему подросток из детского дома становится «неуправляемым», а главное, как преодолевать эти трудности.

 

Почему дети из детских домов так выглядят

Представим себе двух подростков, которые учатся в 7 классе, каждому 13 лет. Как выглядит «обычный» подросток в этом возрасте? Он становится выше и мужественнее, появляются редкие смешные усы, а голос становится низким.

Как выглядит 13-тилетний воспитанник детского дома? Он худой, ниже сверстников, внешне ему дашь не больше десяти лет и возрастные изменения практически незаметны.

Так происходит потому, что большинство детей попадают в детские дома из неблагополучных семей:

«Как правило, ребята, которые попадают в учреждения, дома подвергались жестокому обращению, плохо питались, часто болели простудными заболеваниями. Поэтому отставание в психическом и физическом развитии вполне закономерно. Но когда ребенок переходит жить в приемную семью, он начинает расти, набирать вес, уже через год догоняет своих сверстников  и практически ничем не отличается от них внешне»,   рассказывает Эльвира Савинова, эксперт проекта «Наука правильной заботы».

 

Почему «детдомовцы» так себя ведут?

Подросткам присуще бунтарство и протестное настроение во время переходного возраста. Однако домашний ребенок видит границы допустимого поведения, осознает ответственность, придерживается ценностей, которые вложили в него родители. Подросток понимает, что живет в мире, где существуют определенные нормы и правила. Воспитанник детского дома может украсть потому, что не знает других способов получить желаемое. Детдомовец не понимает, как общаться с незнакомыми людьми, поэтому проявляет агрессию или ведет себя вызывающе. Ведь в детстве ему не объяснили, что такое «хорошо» и «плохо». 13-тилетний подросток из детского дома, социализирован на уровне семилетнего: у него нет близких друзей, потому что он противопоставляет себя окружающему миру и не умеет строить отношения.

Ребенок ведет себя плохо не потому, что он таким родился, а потому, что не знает, как это вести себя «хорошо».

 

 

Эльвира Савинова: «Личность ребенка формируется в том социальном окружении и из того жизненного опыта, который он впитал. Представим себе семью, где никто не заботится о детях, не интересуется их жизнью, где есть полная свобода действий, а родители, например, выпивают, ругаются и дерутся. Может ли ребенок, воспитывающийся в таких условиях, вести себя так, как хотели бы мы? Следовать тем нормам, о которых он даже не слышал? Наверное, нет. И эта проблема не решается сразу, как ребенок попадает в приемную семью. Иногда это действительно большое испытание для всех: и для самого ребенка, и для родителей, которые его приняли. Ведь старые привычки, стратегии поведения, реакции, которые ему были близки остаются, это болезненный перелом, но он необходим для постижения чего-то нового».

 

Почему дети из детских домов не хотят учиться в школе?

Большинство детей из учреждений учатся в обычной общеобразовательной школе вместе с «домашними». Одни скрывают свое детдомовское настоящее, другие афишируют эту информацию и яро отстаивают свои права. Но независимо от этого, подростки из детских домов хуже учатся в школе. Большинство из ребят не могут освоить школьную программу не только потому, что отстают от сверстников в интеллектуальном развитии:

«Мир детей из неблагополучных семей и интернатных учреждений жесток, непредсказуем. Здесь много боли, одиночества и несправедливости, и ни на кого нельзя положиться. Ребенок уверен: "Я должен контролировать все вокруг и никогда не расслабляться". В такой борьбе трудно познавать новое, исследовать мир, и просто наслаждаться жизнью. Для каждого ребенка  важно, чтобы рядом был близкий взрослый. Если в этом удовлетворения нет, то и учеба не имеет никакого значения»,  объясняет Эльвира.

 

Как это исправить или почему каждому ребенку нужна семья

Так сложилось, что сегодня в учреждениях нет условий, которые помогли бы ребенку пережить тяжелую травму утраты близких родственников. Поэтому в четырех детских домах Новосибирской области, фонд «Солнечный город» начал реализацию проекта «Наука правильной заботы», главная цель которого создать в учреждениях необходимые условия реабилитации детей. С ребенком в учреждении должны работать профессионалы: чувства и переживания должны быть проанализированы, а особенности поведения скорректированы. Дети должны чувствовать себя в безопасности, а обстановка в учреждении должна быть «домашней». 

 

 

Обучив персонал, отремонтировав группы и предоставив новый подход к воспитанию детей, мы надеемся изменить само понятие «детский дом». Учреждение поможет ребенку социализироваться и подготовить его к жизни в замещающей семье. Ведь каждый из нас понимает, что ни один, даже самый хороший детский дом не заменит детям настоящей семьи. Воспитание ребенка дома, рядом с мамой и папой, позволит ему узнать о другом мире взаимоотношений детей и взрослых: «Это требует огромной выдержки приемных родителей, много тепла, искренней веры, уважения и признания ребенка, ответственного подхода к воспитанию и понимания того, что требуется время, чтобы увидеть плоды своего труда», - объясняет Эльвира Савинова: «Но, конечно же, он не сможет компенсировать все те пробелы в воспитании, которые уже не обратимы. Но познакомить ребенка с семьей, подарить возможность пожить дома – это главная задача нашего проекта».

Почитать подробнее о проекте «Наука правильной заботы» можно по ссылке: sgdeti.ru/projects/nauka-pravilnoi-zaboty

Рассказать друзьям
Напишите нам!