«Наука правильной заботы»: учим понимать

212
30.01.2018
Nef 2876

Проект «Наука правильной заботы» стартовал в январе 2017 года в партнёрстве с фондом «Арифметика добра», министерством региональной политики и министерством социального развития Новосибирской области. За этот год жизнь детей и сотрудников детских домов существенно изменилась. Ведь изменилось отношение взрослых, которые научились слушать и понимать подростков.

Цель «НПЗ» – сделать так, чтобы в центре системы интернатных учреждений стоял ребёнок, его личность, его интересы, а не отчёты и планы, за которыми воспитатели перестают видеть самое главное – детей. Поэтому тренера и супервизоры проекта рассказывают и учат сотрудников детских домов относиться к воспитанникам с уважением, правильно работать с их травмирующим прошлым, делать все возможное, чтобы ребятам было уютно и эмоционально комфортно находиться в учреждении.

Первые блоки обучения, с января по сентябрь, прошли для специалистов из Тогучина, Дорогино, Чистоозёрки и Барышево. Второй этап реализациии стартовал в сентябре 2017 года, к проекту присоединились ещё 5 новых учреждений. Педагоги и руководители центров помощи детям «Созвездие», «Теплый дом» и Ояшинского детского дома-интерната уже прошли необходимые семинары и мастер-классы. Сейчас обучение запускается для специалистов из Чумаково и Купино.

Так, 197 педагогов и руководителей в течение года прошли тренинги и мастер-классы по формированию компетенций специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей. Сокращённо – ФКС.  В рамках этой программы, взрослые узнали о том, что чувствует ребёнок, когда попадает в центр помощи, как с ним нужно взаимодействовать, и, самое главное, как может ему помочь в этой ситуации воспитатель. Теперь ребенок, живущий в детском доме, может сказать:

 «У меня есть тот, кто всегда на моей стороне». Внутренняя технология наставничества.

Каждый ребёнок нуждается в том, чтобы его любили таким, какой он есть. Технология внутреннего наставничества позволяет каждому ребенку иметь эмоционально близкого взрослого, который всегда его защитит. Каждый воспитатель берет под свое крыло определенных ребят и отстаивает их интересы перед другими взрослыми, будь то директор школы или другой педагог. Он всегда на стороне ребёнка.

«Мне есть, кому рассказать».  Технология 15ти минут.

Казалось, что может быть проще, чем просто поболтать. Однако непринужденная беседа с ребенком позволяет менять не только его отношение к воспитателю, но и к окружающему миру. В эти ежедневные 15 минут разговора взрослый должен общаться со своим воспитанником исключительно как друг – никаких нравоучительных лекций и обсуждений плохого поведения, только личные интересы и искренний интерес.

«У нас был такой случай, когда одного мальчишку воспитатели не могли заставить ходить на уроки, – рассказывает Анна Волкова, куратор и супервизор проекта. –  Он приходил в школу, садился на скамейку, но в класс – ни шагу, так и сидел все уроки. Воспитатели и психологи постоянно поднимали эту тему, проводили с ним нравоучительные разговоры, пытались его заставить, но всё безрезультатно. Мы посоветовали им прекратить ругать его, а просто поговорить по душам, узнать, что его тревожит. Приезжаем в следующий раз, а воспитатели рассказывают, что Коля начал ходить на уроки! Спрашиваем: «Что вы сделали?» А нам отвечают: «Представляете, ничего!». Все специально забыли об этой теме и начали делать вид, что ничего не происходит. И парень наконец-то почувствовал свободу, на него перестали давить со всех сторон. В этом и заключается уважение и понимание». 

«У меня есть прошлое». «Книга жизни» для каждого ребенка.

Еще одним инструментом стала «Книга жизни». Выглядит это как большая коробка, в которую складываются все важные воспоминания воспитанника, грамоты, значимые документы, семейные фотографии. Очень важно, чтобы ребенок помнил и осознавал свой путь, знал своих родителей и общался с ними. Теперь педагоги работают над тем, чтобы дети знали свои корни и крепко стояли на ногах.

 «Я значимый и нужный». Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка.

Сокращенно ИПРЖУ. Этот документ позволяет каждому, кто возьмет его в руки, узнать про ребёнка всю информацию. Каждый специалист учреждения вписывает туда свои  наблюдения о поведении ребёнка, его предпочтениях и особенностях. Благодаря этому, воспитатели могут ставить небольшие, но очень конкретные цели. Раньше цель могла выглядеть так: «Нравственное воспитание Паши». О чём это? Как этого достичь? Теперь цель звучит примерно так: «Научить Пашу здороваться со взрослыми». И расписываются необходимы шаги. Так достигается результат, а не абстрактные планы.

 «Я вернусь домой».  Подготовка ребенка в замещающую семью или к самостоятельной жизни.

Раньше педагоги принимали ребенка с установкой, что он останется здесь до самого выпуска. Теперь же появилось новое понимание миссии детского дома: дети пребывают в такие учреждения временно, и все усилия должны быть направлены либо на возвращение ребенка в кровную семью, либо на поиск приёмной. Если не получается реализовать первые два варианта, то разрабатывается индивидуальный план по подготовке выпускника к самостоятельной жизни.

«Все знания, которые были наработаны за годы практики, наконец-то были систематизированы и приведены к общему знаменателю. Воспитателям стало легче работать, потому они уже понимают внутренние процессы, связанные с эмоциональным состоянием ребёнка, понимают причины его поведения  и, самое главное, знают, как с этим работать. От этого эмоциональное выгорание сводится «на нет», появляется мотивация, потому что когда знаешь, как исправить ситуацию, то хочется с этим работать. А работать стало интереснее и легче», — рассказывает Наталья Коновалова, директор Центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Дорогинский".

Результатом реализации программы «Наука правильной заботы» стало создание рабочей группы при Министерстве социального развития Новосибирской области, которая разрабатывает и утверждает локальные акты, необходимые для реализации постановления правительства Российской Федерации № 481.

На обучении дело не заканчивается. Кураторы проекта, Анна Волкова и Светлана Миллер после каждого блока обучения сопровождают педагогов, следят за внедрением и развитием этих механизмов, которые помогают детям в эмоциональной реабилитации. Они откровенно разговаривают с воспитателями и совместно решают возникающие проблемы.

 «Мы видим, что воспитатель, который прошел обучение и получил поддержку,  по-другому взаимодействует с детьми. Теперь это про уважение, про интерес, про ценность ребенка, который становится центром внимания, - рассказывает Анна Волкова.  – Основы психологии сиротства – это только фундамент, на базе которого мы можем построить дом, где стенами и крышей будут понимание и любовь».

В 2018 году стартовал новый этап проекта, блок обучения называется «Pro себя». Его буду проходить учреждения «первогодки», те, которые начинали самыми первыми. Теперь тренеры обучат специалистов и руководителей учреждений навыкам командной работы, расскажут о том, как правильно делегировать полномочия, ставить цели, выстраивать эффективную коммуникацию, ценить свою работу и, в первую очередь, забоится о себе. Ведь только изменив мир взрослых, изменится мир ребёнка.

Мы верим, что благодаря проекту «Наука правильной заботы», ребята, у которых нет родителей, станут увереннее в себе, научатся доверять взрослым, и самое главное, начнут чувствовать себя защищенными и понятыми.

 

Рассказать друзьям
Напишите нам!