Учим заботиться правильно

211
30.06.2017
%d0%94%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%bd%d0%be 6

Мы не можем превратить детский дом в настоящий дом. Но мы можем сделать так, чтобы он стал для ребёнка местом, где его понимают и принимают.

Воспитатель в детском доме никогда не заменит маму. Но он может стать взрослым, который поддержит, подарит тепло и заботу.

Чтобы в детских учреждения появились такие взрослые, полгода назад «Солнечный город» совместно с фондом «Арифметика добра» и Министерством социального развития запустили проект «Наука правильной заботы». Проект, который изменит все сиротские учреждения Новосибирска и области.

О чем наша Наука?

 

О том, что ребенок имеет право знать, что происходит в его жизни

Представьте себе, что вы обычный ребёнок, у вас есть семья – мама, папа, а еще бабушки и дедушки. Да, мама иногда выпивает, зато какой у нее вкусный борщ! Да, бабушка всегда занята, но у нее на огороде малина.

А еще у вас, конечно же, есть друзья, с которыми весело и интересно. Вы как раз собираетесь с ними завтра пойти порыбачить. У вас море грандиозных планов и вполне понятное «завтра».

Но вечером к вам приходят незнакомые взрослые и увозят вас из дома. Они ничего не объясняют, просто говорят, что теперь все будет хорошо. Еще вчера у вас был дом, к которому вы привыкли, свои любимые игрушки и, наконец, любимая мама, а сегодня койко-место в детском доме, где полно детей, которых вы не знаете и сомнительное «все будет хорошо». Ваше «завтра» только что разбили.

Самое страшное – неопределенность. Кто будет жить теперь вместе с вами? Как там ваши родственники без вас?

 «Теперь как только к нам в приёмно-карантинное отделение поступает ребёнок, ему сразу показывают место, где он будет спать, где он будет кушать, где он может играть, где будут храниться его личные вещи. Воспитатели групп подходят отдельно и знакомятся с ним. Мы рассказываем ему, какие дети ещё будут жить с ним в группе. Так мы делаем пространство для ребёнка безопасным», – говорит директор центра содействия семейному устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения «Дорогинский» Наталья Коновалова.  

Этот первый шаг к тому, чтобы  помочь разобраться ребенку в новом непростом мире.

 

 

О том, что каждый ребенок имеет право знать откуда он родом.

Ваши первые дни в учреждении проходят спокойно. Но постоянно мучает вопрос: «Как там дома?».

Вы хотите слышать новости о своих близких, когда они далеко. Вы волнуетесь за них. Но никто в детском доме не хочет с вами об этом разговаривать – потому что страшно. Взрослых можно понять – им тяжело говорить с детьми о близких, которых они потеряли. Их останавливает страх сделать ещё больнее.

Но говорить об этом необходимо. Ребёнок должен понимать, кто его родители, почему он здесь.   

Есть много технологий, которые помогает поговорить с ребёнком о его прошлом. Например, «Книга жизни». Это рассказ о жизни ребёнка в картинках, фотографиях и даже документах.

 «Сначала детям было очень сложно говорить о прошлом. Мы делали это индивидуально, только с психологом. А потом подключаются воспитатели, ребёнок может делать книгу прямо в группе. Как только становится трудно, снова подключается психолог», – делится опытом заместитель директора Барышевского центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей Ирина Бер.

 

О том, что каждый ребенок может стать лучше.

Ваше будущее в детском доме – это три пути. Первый – вернуться в родную семью, если это возможно. Второй – попасть в приёмную семью. И третий – подготовиться к самостоятельной жизни после выпуска.

Воспитатель не знает, сколько пробудет ребёнок в детском доме. Но даже за несколько месяцев он может помочь решить трудности, которые мешают социализации.

Для этого нужно поставить четкую задачу и разработать стратегию сопровождения. Например, завязывать шнурки. Кажется, что это мелочь, но план помощи ребёнку состоит из тысячи таких мелочей. Есть вещи и серьёзней. Например, научиться планировать бюджет. Или пережить утрату близкого.

У каждого ребёнка, который находится в детском доме, есть своя «карта развития» – индивидуальные планы развития и жизнеустройства ребёнка (сокращённо ИПРЖУ). Это очень важный и нужный документ – с помощью его воспитатель может лучше понять, как правильно помочь ребёнку, на что обратить внимание. Но заполнять его очень сложно. Специалисты детского дома просто не могут с ним разобраться.

«Как только мы начали заполнять первые ИПРЖУ, как сразу столкнулись с рядом проблем. Во-первых, за это отвечал весь персонал, но не было конкретного человека, который бы их проверял. А ещё мы использовали сложные формулировки и не ставили ясные задачи. Теперь мы понимаем, как их заполнять, как формулировать задачи, и у нас появился ответственный», – говорит заместитель директора «Тогучинского центра помощи детям» Татьяна Кардаш.

В ИПРЖУ, например, можно найти контакты семьи ребёнка и связаться с родственниками. Ребёнку важно знать, всё ли у них хорошо, как идут дела, и не чувствовать себя оторванным.

 

Мы стараемся сделать так, чтобы взрослые, которые окружают ребёнка в детском доме, понимали его. Проект «Наука правильной заботы» помогает нам менять жизнь в детском доме, меняя восприятие взрослых. Изменив отношение к ребенку, можно изменить его будущее.

Рассказать друзьям
Напишите нам!