КАКИЕ ОНИ, ДЕТИ ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА?

1099

В июле мы начали поиск новых наставников для подростков и выпускников из детских домов. За эти 2 месяца, из всех 7-ми регионов к нам поступила 281 анкета. Конкретно в Новосибирске - 128. И нас этот факт очень радует. Но, к сожалению, не скоро наступит день, когда мы сможем сказать – нам больше не нужны Наставники. В учреждениях постоянно появляются новые дети, которые напуганы, не совсем понимают, что с ними происходит, и учатся жить в рамках новых правил. Поддержка им нужна особенно сильно. 

Мы так устроены, что прежде чем принять какое-либо решение, нам обязательно нужно все изучить и взвесить. Это нормально. И поэтому каждого потенциального наставника беспокоит вопрос: «‎Чем отличается ребенок из детского дома от всех остальных?»‎. Чтобы честно ответить на него, мы ищем самые общие слова и больше рассказываем о проблемах и трудностях, с которыми эти дети сталкиваются. Мы говорим о недоверии к взрослым, потому что их предавали, о неумении принимать решения, потому что детский дом делает это за них, о сложностях во взрослой жизни за пределами детского дома. Потому что дети остаются детьми, которым нужны помощь и внимание взрослых!

 

 

«У многих взрослых, которые мало общаются с детьми, есть стереотип – дети из детского дома – особенные. Но на самом деле, все дети очень-очень разные. Кто-то занимается спортом, кто-то читает книжки, кто-то старается хорошо учиться в школе, а кто-то вовсе не любит. Чего-то особенного в ребенке, который живет в учреждении - нет. Он ничем не отличается от тех детей, которых мы видим в кинотеатрах, на улицах и в кафе. Кроме, конечно, того страшного обстоятельства, что он пережил разрыв с родителями и оказался в детском доме», - объясняет Вероника, психолог фонда «Солнечный Город».

 

 

Большинство детей в детских домах – обычные подростки, с теми же самыми непростыми проблемами взросления. Они отчаянно борются не только с обстоятельствами, в которых оказались, но и с самими собой. Без стабильного настоящего, с огромным багажом боли, непонимания и обид из прошлого, они учатся жить по правилам детского дома и пытаются поверить в свое будущее. И только старший друг – не учитель, родитель, воспитатель и гуру, а просто понимающий и неравнодушный взрослый может помочь ребенку справиться с этим непростым периодом в жизни. В нашем фонде таких людей называют Наставниками.

Чтобы помочь детям, которые остались без попечения родителей, уже четвертый год мы реализуем проект «Наставничество» в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Уфе, Нижнем Новгороде и Перми. У подростков появляется близкий взрослый друг, с которым можно посмотреть кино, поговорить о важном и просто погулять в городе.

К сожалению, не скоро наступит день, когда мы сможем сказать – нам больше не нужны Наставники. В учреждениях постоянно появляются новые дети, которые напуганы, не совсем понимают, что с ними происходит, и учатся жить в рамках новых правил. Поддержка им нужна особенно сильно. Помощь также необходима подросткам из опекаемых семей, которых воспитывают бабушки или дедушки, и выпускникам отдаленных детских домов, которые поступили в учебные заведения Новосибирска.

«Мы ищем наставников для выпускников отдаленных детских домов, потому что это самые неприспособленные к жизни в городе дети. Им нужна поддержка на первом этапе: помощь в обустройстве в общежитии, в знакомстве с большим городом, в умении делать выгодные покупки и выбирать, как проводить с пользой свободное время. К сожалению, наши дети этого всего не умеют. Потому что они долго жили в интернатной системе, которое все это делала за них», - объясняет Анастасия, куратор проекта «Наставничество».

 

 

Сейчас в проекте 311 пар. И каждая из них уникальна. Кто-то бегает марафоны, кто-то любит походы, а кто-то домашние вечера. И каждый из наставников – обычный человек с работой, семьей, увлечениями и проблемами; просто один раз в неделю он находит время, чтобы поехать в детский дом и просто поговорить со своим «младшим» другом.

Чтобы стать наставником не нужно обладать какими-то суперспособностями, иметь психологическое образование, опыт воспитания детей или много свободного времени. Достаточно быть готовым к дружбе, к ответственности за свои действия и к общению.

«Самое главное - желание общаться. Не воспитывать и поучать, а поддерживать и искренне интересоваться ребенком, как личностью. В остальном мы поможем!  Только через принятие и доверие у наставников получается выстраивать дружеские отношения. Для детей очень важно, чтобы рядом с ними был взрослый, который умеет хранить секреты и не критикует каждую минуту», - объясняет Анастасия.

 

 

«Многие кандидаты боятся «не справиться» и это нормально. Этого стоит бояться. Но точно не стоит бояться заполнить анкету и прийти на стартовое собрание. У этого проекта есть тщательный этап подготовки наставников, в течение которого у кандидата будет много возможностей примерить на себя проект. И да, бывает так, что в какой-то момент  волонтер поймет, что «Наставничество» по каким-то причинам ему не подходит. Но само его участие в обучении будет очень полезно: больше узнать о подростках, разрушить внутренние стереотипы и погрузиться в тему, - говорит Вероника.

Чтобы стать Наставником, нужно просто решиться! Заполнить анкету на сайте nastavnik54.ru и прийти на стартовое собрание в вашем городе.

Чтобы понять, как меняется жизнь детей и их старших друзей с приходом в проект «Наставничество», мы каждый год проводим анкетирование, где измеряем, насколько взрослые начали чувствовать себя счастливее, а ребята – увереннее. И каждый год результаты вдохновляют: изменения происходят, как со старшими, так и с младшими:

«Помимо помощи тому, кто в ней нуждается, Наставники получают много эмоций от общения, узнают себя с разных сторон. Чувствуют свою нужность. Приобретают близкого человека, пусть и младшего по возрасту. А ещё мы в проекте много смеемся, обсуждаем наши успехи и поражения. И показываем детям, что жизнь может быть красочной, интересной и порядочной», - говорит Анастасия.

 

 

«Наставничество» – это проект про счастье. Потому что здесь взрослые состоявшиеся люди готовят детей к будущему, которое в любом случае у них будет счастливым: кто-то будет справляться лучше, кто-то хуже. Прошлое изменить нельзя, а будущее можно, - добавляет Вероника.

Наставники сейчас очень нужны в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Уфе, Перми и Нижнем Новгороде. Если Вы давно думаете о том, чтобы стать Наставником, переходите по ссылке и заполняйте анкету. Ваш младший друг уже ждет встречи с вами!

ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ


logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg