• Главная Breadcrumbs arrow
  • Новости Breadcrumbs arrow
  • 14 пилотных регионов объединены одной целью — дети живут в семье, а не в доме ребёнка

14 пилотных регионов объединены одной целью — дети живут в семье, а не в доме ребёнка

Лиана Тахаутдинова
Лиана Тахаутдинова
324

Наш фонд стал базой для проведения проектного семинара «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте от 0 до 4 лет». 

Почему это важно? 

Возраст от рождения до 4 лет самый значимый в развитие ребёнка. От того, что закладывается в детстве, во многом зависит будущее человека: его характер, социальные навыки, психологические особенности. Детям нужно находиться в безопасной среде, где их любят и о них заботятся. Только в семье ребёнок может по-настоящему узнать себя, свои сильные и слабые стороны, потому что его окружают любящие и заботливые родители, которым важно, как он себя чувствует и чего хочет. С ним разговаривают, часто берут на ручки — всё это укрепляет иммунитет, развивает физически, психологически и интеллектуально. Ребёнок растёт счастливым, потому что его любят, благодаря этому он и сам учится любить. 

IMG_7360.jpg

В доме ребёнка, какими бы заботливыми и понимающими воспитатели ни были, собственных взрослых у детей нет: сотрудники меняются по графику, малышей много. Уход — по расписанию, забота – по регламенту. Каждого малыша постоянно носить на руках нет времени и возможности. И это плохо сказывается на эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии детей, живущих в сиротских учреждениях. 

Делимся с вами результатами 12-летнего исследования, которое показывает, как проживание в закрытом учреждении (доме ребёнка, детском доме или доме-интернате) влияет на детей. 

1. За месяц пребывания в учреждении ребенок теряет один пункт IQ, а за год — 12.

2. До 53% детей в возрасте 4,5 лет с историей жизни в учреждении имели диагностируемые психические расстройства.

3. У 81% детей, живших в учреждении, наблюдались проблемы с привязанностью к взрослым. В последующем это может приводить к неспособности людей создавать крепкие, здоровые, долгосрочные отношения с другими людьми.

4. Дети, остающиеся в учреждении, испытывают значительное снижение и задержку развития по всем аспектам познания, языка и речи. Они показывают недостаточность как исполнительных функций, так и памяти, и демонстрируют серьезное отставание в языке.

5. Результаты исследования показывают, что система группового воспитания негативно влияет на все сферы развития ребенка — физическое, когнитивное, языковое, социально-эмоциональное. Это влияние прослеживается на разных уровнях — особенности поведения, способности строить отношения с другими, развитие мозга и даже негативные изменения на генетическом уровне.

Что мы делаем? 

В 2021 году наш фонд стал одним из инициаторов создания Коалиции «Семья с рождения», чтобы начать совместную работу по деинституализации домов ребёнка. Некоммерческие организации объединились с целью сделать всё, чтобы у каждого ребёнка была семья с самого рождения, чтобы в России было больше благополучных граждан, которые выросли в благополучных семьях. Появился Меморандум, с предложениями по изменению системы на уровне государства: создать условия для жизни каждого ребёнка в семье и ввести запрет на помещение детей от 0 до 4 лет в сиротские учреждения.

В 2022 году началась подготовка проекта «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет» по инициативе уполномоченной по правам ребёнка Марией Львовой-Беловой. 

26-27 сентября 2023 года у нас в фонде на проектном семинаре специалисты Новосибирской области и ещё 13 пилотных регионов стратегической программы «Дети в семье» обсуждали существующие технологии и разрабатывали решения и услуги, чтобы дети не попадали в дома ребёнка. «Уже сейчас в результате реализации проекта на 25% должна снизиться доля детей указанного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, а также на 15% снизиться вероятность становления такого ребёнка социальным сиротой», — сообщает министр труда и социального развития Новосибирской области Елена Бахарева. 

IMG_2266.jpg

*Немного статистики: до начала реализации проекта в пилотных регионах в 99 детских учреждениях находились 1214 детей до 4 лет (от 29 до 157 детей по регионам), из которых 22% детей помещены в возрасте до 1 года в среднем на 4 месяца. 42% из них помещены по заявлениям родителя (от 5% до 87% по регионам). Каждый второй ребёнок помещён в холодные месяцы года. Проект будет направлен на то, чтобы помогать семьям в трудной жизненной ситуации — это профилактика социального сиротства. 

Наш центр помощи семьям и детям «Вместе» на семинаре делился эффективной практикой работы: с конца мая по настоящее время 87 детей вернулись к родителям из учреждений, а 49 детей обрели замещающую семью. Небольшой команде удалось достичь такого результата, потому что велась чёткая работа с семьей. Каждый случай рассматривался отдельно на консилиуме и выявлялась конкретная потребность. Родители получали психологическую помощь, работали при необходимости со специалистом по зависимостям, им помогали сделать ремонт, оформить пособия и выплаты, устроиться на работу и т.д.

ScreenShot_1.5.1.png

Также команды регионов обсуждали критерии эффективности, варианты реализации, риски и сложности проекта. «В Новосибирской области на базе пяти домов ребёнка развивается паллиативная помощь и оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть это не медицинская помощь, а именно реабилитация для семьи и ребёнка», — рассказывает Анна Волкова, программный директор фонда. 

«На своём примере мы сможем показать некую коллаборацию и объединение усилий между государством и сектором некоммерческих организаций, которая возможна для достижения определённых, чётко обозначенных, целевых показателей», — говорит Марина Аксёнова, директор нашего фонда.  



logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg