1435 подростков из детских домов уже нашли своих наставников. Но ещё более 22 500 ребят ждут старшего друга. Мы хотим найти близкого взрослого для каждого ребёнка из детского дома. Наставники помогают ребятам стать общительнее и увереннее, помогают найти любимое дело и адаптироваться к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.
Это не просто слова, а результаты нашего ежегодного исследования. В восьмой раз мы проводим его, чтобы как можно больше подростков, у которых никого нет, становились счастливее, а проект «Наставничество» ещё эффективнее. Цифры и факты об этом вы найдёте в нашей статье. В исследовании принимали участие 1532 наставника, подростка и сотрудника учреждений из 20 регионов!
Посмотреть ежегодное исследование проекта «Наставничество» полностью и в удобном формате можно по этой ссылке
В этом году к нам добавилось 9 новых регионов. 88% наставников — это женщины в возрасте 31-40 лет, которые находятся в проекте от 1-2 лет, остальные 12% — мужчины 31-40 лет, находящиеся в проекте до 2 лет.
В каких темах наставники помогают подросткам?
Чтобы показать реальные истории из жизни наставников, мы взяли у них интервью.
Виталий, наставник 14-летнего Жени, рассказывает: «Я был приятно удивлён, насколько ребята из детских домов вежливые, учтивые и тактичные. Мне было важно сопровождать подростка на пути его становления. Вспоминая себя в 14 лет, мы с подопечным совпали в интересах: спорт, рыбалка, баня, развлечения, машины. Поэтому сложностей в общении у нас никогда не возникало.
Подросток вместе с наставником окунается в социальную среду, видит, как люди себя ведут и делает какие-то выводы. Безусловно, это и про домашний быт, поход в магазин, оплата картой — об этом мы даже не задумываемся, а подросток об этом не знает, в его среде это недоступно. Но из этого складывается чёткое понимание, что ждёт подростка во взрослой жизни, давая возможность к ней адаптироваться. Это серьёзная помощь и поддержка ребёнку».
Наталья и Коля дружат уже три года. Наставница делится, что проект технично вошёл в её жизнь, поэтому она не заметила каких-то сложностей: «Первый этап — это настороженность. Но когда отношения становятся глубже, они меньше становятся развлекательными, а больше про поговорить, обсудить, погрустить и повеселиться. Коля — парень со своим стержнем, кино и веселухи ему особо не интересны, у него свой подход к этой жизни. Я для него якорь спокойствия, то есть общение со мной ему даёт ощущение стабильности. Что бы ни случилось, я помогу. Раньше Коля был потерянный и не знал, в какую сторону идти. Сейчас знает, и если у него что-то случится, то я уверена, что буду знать об этом одна из первых».
Как ещё меняются подростки, у которых есть наставники?
«Наставничество» — это дружба, поддержка, помощь, опора. Взрослые тоже многому учатся у своих подопечных.
«Например, я учусь не душнить, ведь я друг, а не родитель, — говорит Наталья. — Или предупреждаю и побубню: “Надеюсь, у тебя хоть 10% из этого отложилось”. Коля смеётся и отвечает: “Ну, конечно, кого мне ещё слушать”. Сложно, когда ты взрослая тётенька и понимаешь какие-то очевидные вещи, которые он пока не видит, поэтому очень хочется его направить. Но всё-таки наши отношения не про нравоучения и не про воспитательство, а про поддержку без порицаний. Я всегда принимаю его выбор. Наши отношения ни разу с ним не пошатнулись, только крепли».
Полгода назад Ольга стала наставницей для 12-летней Маруси — с этого возраста подросток может участвовать в проекте. Они видятся хотя бы раз в неделю, могут созвониться. Ольга рассказывает: «Несмотря на все сложности, которые произошли с Марусей, она всегда остаётся позитивной и умеет находить плюсы даже там, где их невозможно найти. Я у неё учусь этому. Каждый раз я получаю большую радость, когда мы видимся с подопечной. От неё я ухожу такая наполненная и заряженная, только с хорошим настроением.
Мы с Марусей на одной волне, она рассказывает мне кучу новостей, которыми ей очень важно делиться с кем-то.
Она всегда говорит: “Спасибо тебе, что ты меня слушаешь. Я больше никому не могу это рассказать”. Подросткам из детских домов нужен друг и помощник — это даёт им большую поддержку. Важно принимать их такими, какие они есть. С Марусей у нас так получилось».
Пользу проекта для подростков видят и сотрудники учреждений. 80% из них удовлетворены проектом на 8-10 баллов, 12% на 6-7 б., а 7% на 1-5 б. (по десятибалльной шкале).
Бывают и сложности, которые могут возникнуть при общении с подростками. Но психологи и кураторы проекта всегда помогают решить любые трудности и поддерживают наставников и подопечных, индивидуально разбираясь в каждом кейсе.
«Психологи играют важную роль, — делится Виталий. — Они чётко объясняют, как действовать в конкретном случае.
Один на один с проблемой ты не останешься, всегда будет сопровождение, можно позвонить, спросить, встретиться на супервизиях. На тренингах проводится серьёзная работа, сразу всё объясняют, например, про финансовую сторону общения. Да, будут какие-то волнения, но это всё легко переживается, когда начинаешь общаться с подростком и понимаешь, что ему нужно твоё общение. И ты получаешь положительные эмоции, потому что делаешь что-то хорошее».
Наталья раньше никогда не имела опыта общения с ребятами из детских домов. «Общество полно стереотипов, что дети в основном там маргинальные, нездоровые, нехорошие, все по кривой дорожке пошли. У меня были сомнения, как я справлюсь. Разрушить стереотипы и отбросить ожидания мне помогло обучение. Изучали психологию детей, категории их мышления», — рассказывает наставница.
С этим согласна и Ольга: «
На обучениях говорят всё честно, там ничего не скрывают про детей, озвучивают возможные проблемы, чтобы люди приняли взвешенное решение. А ещё классно делиться опытом с другими наставниками. Больше расширяется твой кругозор и понимание, как вести себя с подростком. Также у нас есть общие чаты и совместные праздники, мероприятия для нас и ребят».
«Одна из мотиваций к участию в проекте — это люди. Случайных людей в этом проекте быть не может, — продолжает Наталья. —
Очень классное сообщество наставников, ведь у нас есть общие мысли».
Наставники играют значительную роль в жизни выпускников из детского дома. 113 подростков отметили, что потребность в наставнике после выпуска из учреждения больше, чем при нахождении в нём.
И ещё немного статистики из исследования:
— Процент выпускников, которые продолжают учиться больше, чем у выпускников без наставника (54% и 21%).
— 36% выпускников без наставников не знают о своих правах на жилье, с наставниками их 3%.
— Выпускники без наставников раньше вступают в брак (11% против 6%) и заводят детей (23% против 11%), зачастую не имея положительного опыта взаимоотношений.
Наставник Вадим и Лёша дружат уже 3 года. Парень выпустился из детского дома, поступил в колледж на сварщика и продолжает общаться со своим близким взрослым. «Наставник — это человек, который может в любую минуту помочь своему подопечному советом или делом, — рассказывает Вадим. — Когда подростки выпускаются из детского дома, они попадают во взрослую жизнь, к которой абсолютно не приспособлены.
Но я не наседка, крутящаяся вокруг него. Я даю понять подопечному, что всегда рядом, в любой момент приеду, если нужно, и ситуацию разрулю. Лёша никогда не злоупотреблял этим. Максимум, что он просит — это иногда закинуть деньги на телефон, для меня это вообще не обременительно. Мой совет: нужно делать шаги. Например, просто заполнить анкету на сайте “Наставничества”. Это ни к чему вас не обязывает, а позволит понять, а хочу и способен ли я. Самое главное — это не бояться».
Поэтому мы призываем вас к участию в проекте «Наставничество». Подросткам из детских домов очень нужна поддержка наставников, которые помогут поверить в близкие отношения между взрослыми и детьми. Станут для них друзьями, с которыми можно разделить все события вместе.