Коляска для Анжелики

1360

В квартире Ащепковых во всех комнатах, кроме кухни, стоят тренажёры: беговая дорожка, велосипед, шведская стенка. Хозяйка спортивных снарядов – 13-летняя Анжелика. У нее две косички, очаровательная улыбка, много друзей и контрольная работа по математике шестым уроком. Она мало чем отличается от своих сверстников. И единственное, что выделяет её среди одноклассников – это инвалидная коляска.

 

Семья Ащепковых живет в обычной девятиэтажке. Подъезд с зелёными стенами, узкие лестничные пролёты и маленький лифт. На третьем этаже нас встречает Виталия, хозяйка уютной двухкомнатной квартиры. Она, смущаясь, говорит: «Бывает, смотришь картинки – в квартирах такой минимализм, простор, мало вещей. А у нас и шкаф поставить негде».

 

Главное средство передвижения для Анжелы стоит у порога: мама показывает нам старую бордовую коляску:

– Прямо перед последней поездкой в санаторий она просто распалась на две части, муж её собрал заново. Он вообще постоянно её чинит, то болты подтягивает, то меняет их полностью.

Из кармана Виталия достает небольшой пенал, в нем лежат отвёртка, пассатижи, шурупы:

– У меня тоже инструменты всегда с собой, вдруг что-то по дороге случится. Я вот знаю, что эти болты скоро надо будет менять, – мама Анжелы показывает на боковую часть коляски.

Если с коляской случится что-нибудь по дороге, то семье придется каждый день ездить в школу на такси, а это дорого. Можно, конечно, попробовать пройти этот путь пешком, но это почти нереально. Девочке уже 13 лет, и маме очень тяжело вести её под руки: вес тела Анжелика перекладывает на сопровождающего. Вести девочку – все равно, что взять её на руки.

На первые два урока Анжела не пошла, потому что приехали мы. Она, как все школьники, надеялась, что контрольную пропустит.

– Буду писать теперь не со своим классом, – говорит девочка грустно, – а там и не подскажет никто!

 

Диагноз как приговор

 

Анжелика мало чем отличается от своих сверстников: после уроков она ходит в бассейн, любит смотреть аниме и мечтает стать психологом. Единственное, что её выделяет – это инвалидная коляска. Анжела родилась раньше срока, а в год ей поставили диагноз: детский церебральный паралич.

– Диагноз прозвучал для меня как приговор. Человеку, который первый раз сталкивается с такой проблемой, кажется, что жизнь закончилась. Но доктор меня успокоила, сказала, что с ДЦП люди полноценно живут. Нужно просто много работать: постоянная реабилитация, массаж, медикаментозное лечение, ЛФК, – вспоминает мама девочки.

Виталия приносит в комнату ходунки. Опираясь на них, Анжелика старательно делает несколько шагов. Осторожно по узкому коридору она переходит в соседнюю комнату. То, что девочка может самостоятельно ходить – результат той самой работы, о которой предупреждал доктор. Работы, которая не прекращается на протяжении всей жизни и требует невероятной силы воли и желания.

– Когда Анжеле исполнилось полтора года, мы поехали в первый реабилитационный центр. Там мы познакомились с мамами, у которых дети с таким же диагнозом. Они посоветовали хорошее лечение, и с этого времени мы постоянно ездим на реабилитации, – говорит Виталия.

Первая победа была в два года: когда обычные дети уже бегают, Анжелика научилась сидеть, опираясь на подушки. В четыре – ползать и стоять на пальцах, держась за руки взрослых. В пять лет девочке сделали операцию, после которой Анжелика научилась вставать на стопы и начала делать первые шаги. С тех пор появилась уверенность: если не останавливаться и продолжать заниматься, прогресс обязательно будет!

 

Прогресс очень маленький, чуть заметный

 

Раньше вместе с родителями девочка жила в Украине. У них был большой дом.

– Там было 5 комнат, а у меня самая большая. Ну, почти самая, – вспоминает Анжела.

После событий 2014 года семья переехала из Луганска в Новосибирск к родственникам. Когда Виталия рассказывает о том, как закрывали большой дом, как уезжали в спешке и забирали только то, что можно перевезти в чемоданах, она не драматизирует. Никого не ругает и не обвиняет, только с сожалением вспоминает, что все тренажёры Анжелики оставили там.

В Новосибирске началась новая история: первым делом купили всё необходимое для регулярной реабилитации дочери. Тренажёры нашли на «Авито», только пришлось их немного модифицировать: к велодорожке папа Анжелы прикрутил дополнительный поручень, чтобы девочке было удобно держаться, к велосипеду – дополнительную подушку, чтобы ноги во время упражнений не скрещивались. Вертикализатор папа сделал сам.

Теперь каждый день Анжела занимается дома: она приседает, крепко держась за брусья шведской стенки, двадцать минут шагает на беговой дорожке, крутит педали на велотренажёре, а потом стоит на вертикализаторе.

 

Стабильно два раза в год мама вместе с Анжеликой продолжают ездить на реабилитации: за три года они побывали в разных центрах города, познакомились с другими семьями и привыкли к новым технологиям работы. Недавно они вернулись с очередного курса:

– Я на третью неделю звонила папе и просилась домой, очень соскучилась. В санатории всегда так: первую неделю интересно – знакомишься со всеми, вторую – уже процедуры надоедать начинают, а на третью домой очень хочется, – говорит Анжела.

– От каждого курса ждёшь больших результатов, но прогресс очень маленький, чуть заметный, – добавляет мама девочки.

 

Анжелика уже может самостоятельно ходить по квартире, дойти от одного класса до другого в школе, но по улице девочка может передвигаться только в коляске.

 

Коляска как единственное средство передвижения

 

 

Когда родители приняли окончательное решение остаться в Новосибирске, они взяли ипотеку и выбрали квартиру в доме с лифтом и недалеко от школы. Для семьи, которая воспитывает ребёнка с ДЦП – это самые важные критерии.

Родители возят девочку на уроки на специальной коляске для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

– Мы и пошли-то в самую обычную школу, потому что до инклюзивной нам ехать с двумя пересадками на транспорте, машины нет, а на такси разориться можно. На коляске удобно, тут всего 15 минут ходьбы, – говорит Виталия. – Я думаю, это и для Анжелики хорошо, и для остальных ребят. Они видят, что все люди разные, и учатся с пониманием относиться к проблемам других.

Виталия и её муж работают посменно, они привозят Анжелику в школу, заводят в класс, а пока идут уроки, родители ждут дочь в учительской:

– Я помогаю по лестнице подняться, если вдруг урок на втором этаже. А так, только дойдём до класса, она мне говорит: «Все мама, иди», – Виталия смеётся.

– Да, мне если что, друзья всегда помогут, – улыбается Анжелика.

 

Перестать думать, что от одного неловкого движения коляска рассыплется

 

Мама помогает Анжелике сесть в коляску. Передняя ручка не закрывается до конца, коленки плотно упираются в нее. Помимо того, что старая коляска уже почти развалилась, девочка из неё просто выросла. Виталия берет у Анжелы рюкзак, вешает его на плечо и с улыбкой говорит:

– У нас Анжела каждый год себе сумку выбирает, а носим её мы с папой!

Через высокий порог, со звоном Виталия выкатывает коляску на лестничную площадку, кое-как они помещаются в маленьком лифте.

На первом этаже ещё одна преграда – 5 ступенек лестничного пролёта, которые нужно преодолеть: пандуса, конечно, нет. С грохотом Виталия спускает коляску.

– Обычный пандус сделать нельзя – лестница очень узкая, сделать откидной тоже пока не получается. Во всю стену батареи, чтобы установить конструкцию, их нужно переносить, а это очень непросто, – говорит Виталия.

От постоянных спусков по ступеням старая коляска расшатывается ещё сильнее.

Виталия выкатывает Анжелику из подъезда. На улице пасмурно, но дождя пока нет.

– Мы в любую погоду на коляске. Если дождь, я беру зонтик. А зимой снег и гололёд. Бывает, дворник ещё не успеет убрать, приходится пробираться, – Виталия разворачивается спиной к коляске и показывает, как везёт её сквозь сугробы. – Задняя ручка тоже совсем расшаталась, на новой коляске она другая – крепления более надёжные, дополнительно зафиксированные.

Мама девочки снова не жалуется, она просто говорит, что новая коляска очень сильно поможет дочери. Она будет идеально подходить Анжелике по размеру, фиксировать позвоночник, а ещё ноги будут стоять в правильном положении, не упираясь в переднюю ручку. Это не менее важно, чем свобода перемещения, которая появится у Анжелы и родителей.

45 000 рублей стоит единственно возможное средство передвижения для 13-летней девочки. Скоро лето, и мы очень хотим, чтобы к началу каникул у девочки появилась новая коляска. Чтобы летом она вместе с друзьями могла выходить во двор, и не думать о том, что от одного неловкого движения коляска рассыплется. Чтобы следующая поездка в санаторий была спокойнее, и мама перестала брать собой пенал с пассатижами, а папа – подкручивать болты после каждого выхода.

Анжелика и её родители будут рады любой помощи, а мы вместе с вами можем сделать действительно важный подарок для особенного ребёнка ко Дню защиты детей.

Пожертвование можно сделать вот здесь:  http://sgdeti.ru/helps/money_help (с пометкой "Коляска для Анжелики")

Фотограф Антон Уницын

logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg