• Главная Breadcrumbs arrow
  • Новости Breadcrumbs arrow
  • «Умеет быть благодарным в моменте»: наставник помогает подростку, от которого отказались три приёмные семьи

«Умеет быть благодарным в моменте»: наставник помогает подростку, от которого отказались три приёмные семьи

1151
Большинство воспитанников детского дома совершенно одиноки. Не зная ласки, материнской любви, часто – видя холодность со стороны воспитателей, они как бы «замораживаются». Но можно помочь им оттаять и почувствовать себя нужными. Что и делают участники проекта «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город». Психологи подбирают таким детям старшего друга, который не просто общается с ребёнком, он мотивирует его и пытается найти ответы на сложные вопросы. Вдохновляющую историю такого наставничества читайте в материале Юлии Юдиной из Добро.Журнала.

«НИ РАЗУ НЕ БЫЛ В КИНО»

 Ольга Брезгина из Томска впервые попробовала себя в роли наставника более двух лет назад. Женщина увидела в социальной сети пост про проект «Наставничество», который в городе развивают фонды «Меркурия» и «Солнечный город».
н 1.png
«Прошла собеседование, обучение, тестирование, собрала все необходимые документы, – рассказала она Добро.Журналу. – В это время психолог, основываясь на моих результатах, подбирала ребёнка, которому я бы могла стать другом. Так, я познакомилась с Дашей из посёлка Зырянка (находится в Томской области – прим. авт.). Скоро будет два года, как мы общаемся. Кстати, за эти два года Дашу забирали в приёмную семью, но потом вернули в детский дом. Всё это время я была с ней на связи и поддерживала.

С Дашей Ольга общается и сейчас. А год назад психолог фонда предложила волонтёру стать наставником для ещё одного ребёнка. Ольга эту идею сначала восприняла без энтузиазма.

«Я говорила: “у меня же Даша есть, я пока не готова ко второму ребёнку”, – вспоминает она. – Но мне рассказали историю Вовы – мальчик жил интернате в селе Чердаты (Зырянский район Томской области – прим. авт.) и ему катастрофически не хватало общения. Психолог предложила поехать с волонтёрами, чтобы провести игру по профориентации и для начала просто познакомиться с Вовой».
н2 .png
Ольга согласилась. И почти сразу приняла решение – «будет второй ребёнок».

«Вова мне рассказал, что у него совсем нет родных. Он отказник – мама его оставила сразу после родов. Вова жил в приёмных семьях, из которых его возвращали обратно в детской дом, а из одной он сам сбежал из-за невыносимых условий. Я не представляю, как он это пережил. Взрослому тяжело даётся разрыв отношений, а тут ребёнок, от которого отказалась мать, а потом несколько раз и приёмные родители».

Сама Ольга живёт в Томске, здесь у неё небольшой бизнес – прокат спортивных тренажёров. До села Чердаты ей ехать 165 километров в одну сторону. Но своих подопечных она навещает 1-2 раза в месяц. Сейчас Вова тоже перебрался в Томск – поступил в колледж на автомеханика и полон планов на жизнь.
н .png
«Когда он ещё жил в Чердатах, мы поехали с ним в соседнюю деревню в кинотеатр, – рассказывает Ольга. – Сидим и я спрашиваю: “а когда ты в последний раз в кино ходил?”. Он отвечает: “никогда”. Ребёнку 15 лет, а он ни разу не был в кино…».

«ЭТО ТОТ ВЕСЁЛЫЙ МАЛЬЧИК?»

Психологи советуют наставникам не расспрашивать детей о семье и почему они оказались в интернате. Если ребёнок сам хочет выговориться – просто слушать. Каждый из ребят, оказавшийся в таком месте, уже прошёл серьёзный жизненный путь, поэтому не надо пытаться заменить ему воспитательницу или учительницу.

«Дети из детского дома очень ценят наставников, – говорит Ольга. – Кто-то занимается с ними за зарплату, другие, потому что так надо, а волонтёр приезжает к ребёнку ради него самого. А у них очень сильная потребность в общении». 
н3 .png
Ольга и Вова много гуляют, едят пиццу и разговаривают. Однажды, когда они возвращались с очередных посиделок, то остановились попить чаю и полюбоваться закатом. Тогда Вова разоткровенничался и рассказал, что так и не смог понять поступка своей мамы. 

«У него есть недоверие к людям, нет чувства безопасности, – говорит волонтёр. – Мы это часто обсуждаем, но у меня нет ответов на все вопросы. Я сказала Вове, что жизнь непростая и, возможно, мама каждый день вспоминает и жалеет, что так произошло, но она не могла по-другому. Он ответил: “если бы жалела, давно бы меня нашла”. Вове свойственна такая прямолинейность. Я пытаюсь донести до него, что хороших людей гораздо больше, чем плохих». 

По словам Ольги, у Вовы нет особых проблем с поведением. Он открытый, общительный и неконфликтный ребёнок. 
н4.png
«Когда спрашивают, кто подопечный, а я отвечаю, что Вова, мне сразу говорят: “а, это тот, весёлый?”» – смеётся Ольга.

«КАК КЛАССНО, ЧТО ТЫ У МЕНЯ ЕСТЬ»

Когда Вова первый раз оказался в Томске, то сначала дезориентировался. По словам специалистов, такой резкий «скачок» из маленького села в город, может сыграть с детьми злую шутку.

«Многие, приезжая из детдома, который находится в деревне или селе, просто теряются в городе и идут по наклонной, – рассказывает Ольга. – Я веду с Вовой мотивационные беседы, советую тщательно выбирать круг общения, людей с похожими ценностями. Помнишь, говорю, как ты хотел уехать из детдома? Вот ты уехал, и твоя жизнь будет зависеть от того, какие решения ты примешь.

У Вовы уже есть чёткий план: колледж, армия, а потом работа. А ещё он очень надеется быстро получить квартиру. Сегодня он уже освоился в общежитии и вовсю учится. 
н5.png
«У него прям стресс был, когда он оформлял документы в колледже, – вспоминает Ольга. – Бытовые вещи, которые детям, выросшим в семье, кажутся привычными, ему давались с трудом. В первый день я помогла ему заселиться в общежитие, учила, как ориентироваться в общественном транспорте. Мы с ним гуляли часов пять: ели пиццу, обсуждали бытовые моменты и просто болтали. У него удивительное чувство благодарности, что называется, в моменте, он так искренне говорит: “как классно, что ты у меня есть”. Не каждый взрослый умеет быть таким благодарным».

Фото: личный архив героини публикации


logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg