Наставничество – это про общение

1173

Детский благотворительный фонд «Солнечный город» реализует проект «Наставничество» с 2014 года. Все начиналось с одного Новосибирска и 13 пар «Наставник-ребенок». Благодаря поддержке компании «МегаФон» в 2017 году проект расширился до трех регионов и 161 пары.

В этом материале мы хотим рассказать о том, почему Наставничество – это про дружбу и понимание, хотим поделиться результатами опросов и историями из жизни проекта.

Про знакомство

Любой человек, который захотел стать наставником в фонде «Солнечный Город» должен заполнить анкету на сайте, пройти два блока обучения, собрать перечень справок, пообщаться с психологом проекта и куратором. Только после этого волонтера знакомят с ребенком.

За два года мы получили 662 анкеты от потенциальных наставников. Но только 31% волонтеров дошел до знакомства с детьми. Мы называем это «воронкой» и спокойно относимся к такому большому оттоку. Ведь в проекте остаются только самые заинтересованные люди.

Сегодня в «Наставничестве» 161 пара. До знакомства у каждого взрослого была своя жизнь, свой мир и свой уровень удовлетворенности окружающей действительностью. Мы попросили наставников оценить, насколько они счастливы. Средняя оценка уровня счастья у взрослых по десятибалльной шкале была – 7,9.

Наставница Женя два года назад увидела рекламу проекта на улицах Новосибирска: «Я не представляю, что бы было, если бы я тогда не увидела рекламу или не решилась бы зайти на теренинг, опоздав на целый час, потому что забыла перевести часы. Спасибо вам за этот прекрасный год и за знакомство с прелестной девочкой, по имени Аня», написала Женя после первого года дружбы со своей подопечной.

У детей, которые только зашли в проект, мы спрашивали об их уровне уверенности в себе и в своих силах. Это очень важный показатель, потому что дети из детских домов, находятся в постоянном конфликте с окружающей действительностью, не строят планов на будущее, не верят взрослым. До появления Наставника ребята ощущали себя на 6,76 баллов (из 10-ти). То есть совсем неуверенно, нестабильно, без ясных перспектив.

Про общение

По правилам проекта дети и взрослые должны встречаться еженедельно. Первое время наставники приходят в детский дом, чтобы просто пообщаться с детьми, поиграть в настольные игры, попить чай и приготовить что-нибудь вкусненькое. Через несколько недель пары начинают проводить выходные в городе.

Результаты нашего опроса показали: и для взрослых, и для подростков самое ценное в проекте – это возможность разговаривать о жизни, гулять и просто проводить время вместе.

Дети больше всего любят ходить в кино или посещать квесты. Но тут же сами честно признаются: «Нам все равно, куда идти. Главное вместе с наставником, и чтобы поболтать можно было».

Наставники тоже находят в детях единомышленников: «Я наконец-то нашла друга, с которым можно посещать интересные места в городе. Обычно, я находила более важные дела, чем походы в музей, кино или театр. Младший друг сделал мои выходные яркими», рассказала одна Наставница.

31% Наставников отметили, что с появлением ребенка, их жизнь стала более наполненной и интересной. У взрослых появились новые увлечения, а отношения к жизни изменилось. Наставники научились видеть хорошее, даже в трудных ситуациях.

Про дружбу

В обычной жизни Света – сотрудник банка. Ходит на работу, как все, по вечерам занимается обычными домашними делами. А в выходные она – Наставник.

«Три года назад я впервые приехала в детский дом, чтобы подарить детям новогодние подарки», - рассказывает Наставница проекта Светлана. – «Я думала, дети с радостью начнут их смотреть и разрывать оберточную бумагу, но они унесли подарки в комнату и быстро вернулись, чтобы просто поговорить. Тогда мне стало понятно, что на самом деле этим детям нужно общение.  Я стала часто ездить с другими волонтерами в гости к ребятам. А через какое-то время пришла к мысли, что хочу стать Наставником для одного, конкретного ребенка. Миша, мой подопечный, появился случайно. Он просто подошел ко мне и спросил: «У всех в учреждении есть наставники, будешь моим?».

Миша вспоминает, что первое время очень ревновал ее к другим детям: «Но это у всех ребят так. Наставник – это же только твой волонтер, не хочется его делить с кем-то еще», - улыбается мальчик.

Света тоже улыбается. Она рассказывает, что первое время с подопечным было непросто. До проекта он постоянно убегал из учреждения.

«Он просто уходил из детского дома и мог целыми днями гулять по городу. Он бежал не куда-то конкретно. Миша бежал из учреждения, из этой атмосферы».

Через несколько месяцев общения со Светой, Миша перестал «бегать», потому что понял, теперь у него есть человек, которому не все равно. Со временем Свете удалось помочь своему подопечному заново выстроить отношения с кровной мамой.

«Как только я стала наставницей, мы почти сразу поехали к его родственникам. Чтобы познакомиться и объяснить, кто я такая и почему помогаю Мише. Теперь в любой момент мне может позвонить его мама, чтобы спросить что-то или решить какой-то вопрос».

В прошлом году Миша выпустился из детского дома и теперь живет самостоятельно. Света говорит, что в их отношениях мало что изменилось. Они также встречаются, общаются и ходят на каток: «Правда, я стала реже бывать в детском доме и еще меньше общаться с детьми. Мне этого очень сильно не хватает. Но я думаю, что со временем все наладится и Миша станет самостоятельным, а я немного свободнее».

Про будущее

Проект «Наставничество» - это долгая история дружбы, которая не заканчивается после последнего звонка или после того, когда ребенок попадает в семью.

В проекте есть пары, которые познакомились 3 года назад. В этом году ребята выпустились из детского дома, сдали экзамены и поступили в колледжи и техникумы. Все это время рядом с ними были Наставники.

22% Наставников помогли своим подопечным выбрать профессию и определиться с местом учебы.

На сегодняшний день в проект поступило еще 60 заявок от детей, которые хотят обрести Наставников. Каждый месяц в «Солнечный город» приходят анкеты от потенциальных участников, и мы верим, что пары скоро встретятся и у них получится стать настоящими друзьями.

Вместо P.S

Проект Наставничество существует три года. За это время мы стали свидетелями невероятных историй дружбы, расширились до трех городов (привет Красноярск и Иркутск), отработали технологии и выстроили процесс взаимодействия.

Но знаете, что самое главное? Самое главное – взрослые, которые зашли в проект стали счастливее (уровень счастья у наставников вырос до 8, 7).

А что касается детей, то они стали увереннее в себе, обрели друга и поверили в свои силы (уровень уверенности в себе у детей увеличился до 9, 05 баллов).

И еще, 100% детей и 100% наставников заявили, что хотят продолжать общение в паре. Это сильно!

Большое спасибо партнеру проекта - компании МегаФон, которая выделила 1,8 миллиона на реализацию проекта «Наставничество. Регионы» в 2017 году

 

-//-

Имена наставников и детей изменены.

 

 


logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg