Мы не можем превратить детский дом в настоящий дом. Но мы можем сделать так, чтобы он стал для ребёнка местом, где его понимают и принимают.
Воспитатель в детском доме никогда не заменит маму. Но он может стать взрослым, который поддержит, подарит тепло и заботу.
Чтобы в детских учреждения появились такие взрослые, полгода назад «Солнечный город» совместно с фондом «Арифметика добра» и Министерством социального развития запустили проект «Наука правильной заботы». Проект, который изменит все сиротские учреждения Новосибирска и области.
О чем наша Наука?
О том, что ребенок имеет право знать, что происходит в его жизни
Представьте себе, что вы обычный ребёнок, у вас есть семья – мама, папа, а еще бабушки и дедушки. Да, мама иногда выпивает, зато какой у нее вкусный борщ! Да, бабушка всегда занята, но у нее на огороде малина.
А еще у вас, конечно же, есть друзья, с которыми весело и интересно. Вы как раз собираетесь с ними завтра пойти порыбачить. У вас море грандиозных планов и вполне понятное «завтра».
Но вечером к вам приходят незнакомые взрослые и увозят вас из дома. Они ничего не объясняют, просто говорят, что теперь все будет хорошо. Еще вчера у вас был дом, к которому вы привыкли, свои любимые игрушки и, наконец, любимая мама, а сегодня койко-место в детском доме, где полно детей, которых вы не знаете и сомнительное «все будет хорошо». Ваше «завтра» только что разбили.
Самое страшное – неопределенность. Кто будет жить теперь вместе с вами? Как там ваши родственники без вас?
«Теперь как только к нам в приёмно-карантинное отделение поступает ребёнок, ему сразу показывают место, где он будет спать, где он будет кушать, где он может играть, где будут храниться его личные вещи. Воспитатели групп подходят отдельно и знакомятся с ним. Мы рассказываем ему, какие дети ещё будут жить с ним в группе. Так мы делаем пространство для ребёнка безопасным», – говорит директор центра содействия семейному устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения «Дорогинский» Наталья Коновалова.
Этот первый шаг к тому, чтобы помочь разобраться ребенку в новом непростом мире.
О том, что каждый ребенок имеет право знать откуда он родом.
Ваши первые дни в учреждении проходят спокойно. Но постоянно мучает вопрос: «Как там дома?».
Вы хотите слышать новости о своих близких, когда они далеко. Вы волнуетесь за них. Но никто в детском доме не хочет с вами об этом разговаривать – потому что страшно. Взрослых можно понять – им тяжело говорить с детьми о близких, которых они потеряли. Их останавливает страх сделать ещё больнее.
Но говорить об этом необходимо. Ребёнок должен понимать, кто его родители, почему он здесь.
Есть много технологий, которые помогает поговорить с ребёнком о его прошлом. Например, «Книга жизни». Это рассказ о жизни ребёнка в картинках, фотографиях и даже документах.
«Сначала детям было очень сложно говорить о прошлом. Мы делали это индивидуально, только с психологом. А потом подключаются воспитатели, ребёнок может делать книгу прямо в группе. Как только становится трудно, снова подключается психолог», – делится опытом заместитель директора Барышевского центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей Ирина Бер.
О том, что каждый ребенок может стать лучше.
Ваше будущее в детском доме – это три пути. Первый – вернуться в родную семью, если это возможно. Второй – попасть в приёмную семью. И третий – подготовиться к самостоятельной жизни после выпуска.
Воспитатель не знает, сколько пробудет ребёнок в детском доме. Но даже за несколько месяцев он может помочь решить трудности, которые мешают социализации.
Для этого нужно поставить четкую задачу и разработать стратегию сопровождения. Например, завязывать шнурки. Кажется, что это мелочь, но план помощи ребёнку состоит из тысячи таких мелочей. Есть вещи и серьёзней. Например, научиться планировать бюджет. Или пережить утрату близкого.
У каждого ребёнка, который находится в детском доме, есть своя «карта развития» – индивидуальные планы развития и жизнеустройства ребёнка (сокращённо ИПРЖУ). Это очень важный и нужный документ – с помощью его воспитатель может лучше понять, как правильно помочь ребёнку, на что обратить внимание. Но заполнять его очень сложно. Специалисты детского дома просто не могут с ним разобраться.
«Как только мы начали заполнять первые ИПРЖУ, как сразу столкнулись с рядом проблем. Во-первых, за это отвечал весь персонал, но не было конкретного человека, который бы их проверял. А ещё мы использовали сложные формулировки и не ставили ясные задачи. Теперь мы понимаем, как их заполнять, как формулировать задачи, и у нас появился ответственный», – говорит заместитель директора «Тогучинского центра помощи детям» Татьяна Кардаш.
В ИПРЖУ, например, можно найти контакты семьи ребёнка и связаться с родственниками. Ребёнку важно знать, всё ли у них хорошо, как идут дела, и не чувствовать себя оторванным.
Мы стараемся сделать так, чтобы взрослые, которые окружают ребёнка в детском доме, понимали его. Проект «Наука правильной заботы» помогает нам менять жизнь в детском доме, меняя восприятие взрослых. Изменив отношение к ребенку, можно изменить его будущее.
Няни фонда помогают семьям с детьми, которые нуждаются в особой заботе, а мы помогаем им
«Очень важен человеку человек», – как проект «Профессиональная забота» меняет жизни семей
Вход
Восстановление пароля
Форма
обратной связи
Сделать
пожертвование
Спасибо за то, что вы такой классный!
От всего сердца благодарим вас за поддержку нашего благотворительного фонда. Ваш вклад помогает нам менять жизни людей к лучшему, и мы высоко ценим вашу доброту и щедрость.
Вместе мы можем сделать этот мир лучше!
С благодарностью и уважением, команда Солнечного Города.
Мы всегда готовы
прийти на помощь
Какая помощь
вам нужна?
Опишите вашу
жизненную ситуацию
Заполните небольшую форму, чтобы мы знали, к какому специалисту вас направить
Отмена подписки
Вы уверены, что хотите отменить подписку?