«Я поняла, что такое принимать человека полностью»

Август – время подводить итоги проекта «Наставничество». В прошлом году во время акции «Дети вместо цветов» 7 381 школьника из 262 классов и 107 школ вместе с родителями и учителями собрали 1 291 887 рублей! Благодаря вашей доброте и желанию менять мир, за этот год в Новосибирске мы нашли Наставников для 30 детей и получили 260 анкет!  Делимся с вами результатами большого ежегодного исследования о работе проекта в 10 городах России и рассказываем, почему «Наставничество» – это самая эффективная помощь подросткам-сиротам. 
 
Главные цифры «Наставничества» в России с августа 2019 года по август 2020:

 

  • За год к нам присоединились 3 региона – Иваново, Оренбург и Красноярск. Поэтому сейчас «Наставничество» есть в 10 регионах России: Новосибирск, Иркутск, Башкирия, Пермь, Нижний Новгород, Томск и Калининград.
  • У 165 детей из детских домов появился взрослый друг. Всего сейчас 421 пара наставник-ребёнок.
  • Мы получили 1286 анкет, 1031 человек прошёл обучение.
  • Доверие ребёнка к Наставнику по 10-балльной шкале – 9 баллов. 
  • 97% Наставников и 96% детей хотят продолжать общение.
  • Процент закрытия пар – 9%.

 
«Для неё это вообще настоящие чудеса»

Ирена с Валей познакомилась в октябре прошлого года. Женщина очень переживала, разволновалась, села не на ту электричку и чуть не опоздала: «На меня это очень непохоже, я обычно всё планирую». Сейчас они с Валей видятся каждую неделю, и уже 3 раза Наставница забирала девочку к себе в гости на пару недель.

На первый взгляд они очень разные. Валя – маленький волчонок. Ей 15 лет, но выглядит она на 12. Её называют пацанкой, бегает с мальчишками, носит совсем не девчачью одежду, покуривает. Ирена носит платья, любит рукоделие, не понимает вредных привычек. Но когда мы попросили их рассказать друг о друге, в один голос Валя и Ирена ответили: «Она очень добрая». Да и сама Наставница считает, что они похожи как 2 капли воды:

«К ней не так-то легко подступиться, она была раньше очень замкнутой. Когда мы с ней впервые приехали ко мне домой, она боялась заходить – переживала, как её примет моя семья. Мы похожи в том, что нам двоим иногда нужно время побыть наедине, разобраться с собой, помолчать. Мой отец умер, когда мне было 15, и я в какой-то степени понимаю её боль. Но у меня мама есть, брат, сестра и родственники, а у нее нет. И я могу быть рядом и помочь это пережить. Например, недавно она сказала, что её совсем никто не любит и не понимает. А я ей говорю, давай по пальцам считать: у тебя есть я, охранник дядя Рома, воспитатели, друзья, вспомнили с ней все хорошие моменты. Она приободрилась и теперь по-другому смотрит на многих людей. Но, я думаю, впереди у нас ещё много работы».

Ирена говорит, что не стремится исправить Валю. В самые сложные моменты, когда кажется, что Валя не слушается и с ней невозможно поладить – работа с психологом проекта очень отрезвляет:

«У меня появляется осознание, что я и сама иногда не делаю того, что прошу от неё. Понимаю, что нужно сначала разобраться со своими тараканами. Теперь я беру и делаю вместе с ней, показываю на своём примере. Например, от неё не дождёшься, если я попрошу почистить зубы. А когда я молча иду это делать сама, вижу, как следом она бежит в ванную. Никому не нравится, если его будут постоянно поучать».

Валя ценит, что у них с Иреной есть цели. Девочка хочет получить хорошую работу, она любит животных и хотела бы стать кинологом. Ей нравится вместе с Наставницей делать браслетики, наблюдать, как она что-то шьёт. Считает, что очень повзрослела за время их дружбы. 

«Я смотрю, а ей куртка большая, рукава сантиметров на 15. Говорю, Валь, давай подошью. Подрезала рукава, укоротила, надела на неё. А у неё глаза загорелись, улыбается, не знает, как себя вести, засмущалась – ребенок не умеет проявлять чувства и благодарность, в её мире этого не было, но она учится. Я говорю – ну, целуй в щёку, чего стоишь. Для меня это было удивительно. А для неё – это вообще настоящие чудеса», – говорит Ирена.

81% сотрудников детских учреждений, 66% наставников и 61% детей считают, что наставники очень помогли детям наладить психологическое состояние и настроение*

«Будь таким, какой ты есть, и не парься»

«Влад настоящий, мне с ним хорошо и интересно, – говорит его Наставница Женя. – В свои 13 он уже мужчина и защитник, размышляет не по-детски. Никогда не выдаёт своих, но уже рассказывает мне о сокровенном. Он целеустремлённый и быстро учится. Теперь я понимаю, что такое – принимать человека полностью».

Женя и Влад почувствовали себя настоящими друзьями, когда начали при встрече стукаться кулаками, это для них целый ритуал. А ещё, у них есть несколько правил: например, они обязательно выполняют то, что обещали. А если не получается, то нужно обязательно что-то придумать, чтобы загладить свою вину. «Однажды я пообещала приехать к Владу, и не смогла. Я извинилась, проговорила свой косяк и придумала, что в следующий раз он будет кататься на самокате». 

По словам Жени, их первая встреча прошла гладко, как будто они знакомы уже много лет. И сейчас ей кажется, что они вместе прошли все самые сложные этапы, про которые специалисты фонда рассказывали на обучающих тренингах, хотя они дружат всего 3 месяца. Одним из таких этапов стала проблема денежных отношений.

«На день рождения Влад попросил игровую приставку, это достаточно серьёзная сумма, – рассказывает Женя. – Психолог проекта предложила мне попробовать поговорить с Владом и помогла придумать решение. Я объяснила, что у меня ограничен бюджет, и тогда он попросил трюковой велосипед. Вместе мы нашли именно тот, который он хотел, и я была готова его подарить. Мне очень помогли знания с тренинга, потому что я очень растерялась. В итоге договорились, что подарки я буду делать ему только по серьёзному поводу. 

А недавно он сказал мне, что ему срочно нужно купить одежду, говорил это с какой-то тревогой, я чувствовала, что что-то не так. Спросила его, может быть, что-то случилось? Он не ответил. Тогда я приехала к нему чтобы обсудить. Мы вместе подумали, где он может брать деньги, где бы он их брал, если бы не было меня. Я попыталась ему объяснить, что я его друг, я не мама и не папа. Просишь ли ты денег у друзей? Нет. А почему просишь у меня, если считаешь своим другом? И я увидела, как он задумался и посмотрел на ситуацию с другой стороны. А потом мы договорились, что раз в сезон будем покупать ему что-то из одежды, это стало ещё одним нашим правилом».

Со временем Влад стал говорить Жене: «Я очень жду, когда ты приедешь». Стал рассказывать о сокровенном. И он знает, что Наставница всегда его защитит, всегда будет на его стороне, вместе с ней он учится доверять миру и выстраивать отношения с другими людьми:

«Мы очень долго выбирали ему велик на день рождения, он очень этого момента ждал. Но незадолго до того, как мы приехали в детский дом, парень постарше сломал ногу на таком же трюковом велосипеде. Воспитатели испугались и запретили Владу кататься. У нас был сложный разговор, но решилось всё очень здорово. Я говорила, Влад, я тебя очень понимаю, но сейчас ты должен понять воспитателей. Они отвечают за тебя, и по другому поступить просто не могут, попробуй поставить себя на их место. Он понял, а спустя какое-то время даже сам договорился и легализовал для себя велосипед в детском доме.

Я бы хотела, чтобы у меня в его возрасте был Наставник, мне его не хватало. Пытаюсь ему показать, что мир гораздо больше, чем он видит сейчас. Мой молодой человек учит его разным вещам, которые должен уметь мужчина. Влад видит, как я воспитываю своего сына, помогает ему во всем. Я на собственном примере рассказываю ему, чем плохи для него самого ложь и воровство. Он видит, как себя ведут настоящие друзья, учится разбираться в людях. И всегда говорю ему – просто будь таким, какой ты есть, и ты поймёшь, что тебя приведёт к успеху, а что нет».

47% сотрудников детских учреждений, 65% наставников и 50% детей считают, что наставники помогли детям наладить отношения с другими людьми*

 

 

 

«Мы ещё не настолько близки, чтобы он до конца рассказал мне свою историю, но я знаю, что наступит время и для этого»

Выпускники детских домов часто становятся жертвами мошенников. За отсутствием опыта, их достаточно легко ввести в заблуждение, обмануть и оставить ни с чем. Часто это происходит потому, что рядом нет заинтересованного взрослого, который мог бы не просто оградить подростка от всего плохого, а помочь разобраться, что есть добро, а что зло, взять на себя ответственность там, где ребёнок ещё не может.

На второй встрече Леша рассказал Наставнику Антону, что ему угрожают. У парня есть знакомый, с которым они вместе играли в компьютерные игры. Леша занял ему крупную сумму денег, которые он получил на покупку принадлежностей для учебы и необходимых вещей для переезда в колледж. Через какое-то время с Лешей связались «полицейские» и сообщили, что знакомый попался на продаже наркотиков, а Леша теперь имеет к этому отношение. Он якобы должен заплатить этим «полицейским» 50 тысяч рублей, либо отправиться в тюрьму.

Благодаря действиям Антона и работе правоохранительных органов, ситуация разрешилась. Леша даже почувствовал себя шпионом на время – в его пуховик вшивали настоящие прослушку и камеру. А потом на новостном сайте своего региона Антон увидел новость о задержании этих мошенников. Не хочется представлять, что могло бы произойти, если бы рядом с парнем не оказалось Наставника.

«Получается, это было наше первое знакомство. Меня готовили ко всему – что он будет пить, курить и ругаться матом, убегать из общежития. Но Леша не пьёт, не курит, и за матом не замечен. А вот к такому меня не готовили. Пришлось как-то на ходу ориентироваться», – говорит Антон.

Парням нравится проводить время вместе. Леша показал Наставнику, что такое игры в шлеме виртуальной реальности, а Антон хочет помочь парню самореализоваться, у них уже есть планы на ближайшее будущее – Леша скоро пойдет на стажировку в компанию, которая разрабатывает программное обеспечение. «Я вижу, когда он что-то скрывает, не договаривает. Иногда ему бывает стыдно, когда прогуляет пары. Но он стал очень самостоятельным, работает и вместе с девушкой снимает квартиру, перестал транжирить деньги и начал откладывать. Мы ещё не настолько близки, чтобы он до конца рассказал мне свою историю, но я знаю, что наступит время и для этого. Я совершал ошибки и не боюсь рассказывать о них, так ему легче».

«Я тоже изменился и повзрослел, наверное, – говорит Антон. – Понял, что нужно быть готовым ко всему. Когда он вдруг огорошит внезапным отчислением из колледжа, ты сразу начинаешь соображать, что делать, как помочь. Эти спонтанные ситуации учат, закаляют».

48% сотрудников детских учреждений, 51% наставников и 49% детей считают, что наставники помогли детям в сфере личностного развития*

Вероника Винокурова, психолог проекта «Наставничество»:

«Самый главный и ценный результат проекта в этом году – это то, что несмотря на особенный, тяжелый год (4 месяца была карантина, закрытые детские дома), мы не потеряли ни месяца. Мы продолжали работать, формировались и знакомились пары, у нас проходили обучения. Все показатели не только не снизились, но и выросли. 

Например, в Новосибирске у нас вовлеченность в обучение кандидатов в наставники выросла на 20 процентов. Больше людей из числа анкет стали доходить до обучения, возможно из-за введения онлайн формата. У нас высокие показатели доверия детей к наставникам, процент распада пар очень низкий по всей России. 

Впервые мы решили об одном и том же спрашивать и детей, и наставников и сотрудников детских домов. И самое ценное, когда мы всех спросили, в каких сферах жизни Наставник помогает больше всего, 3 из 6 сфер совпали – сферы психологического состоянии, личностного развития и отношений с другими людьми. Наставники больше всего в это вкладываются, это чувствуют дети и видят сотрудники учреждений. 

Ещё мы выяснили, что Наставники оценивают себя строже всех. Дети доверяют им в среднем на 9 баллов из 10, а взрослым кажется, что только на 7. Иногда Наставникам кажется, что ребенок не до конца открыт, но дети доверяют ровно настолько, насколько способны».

Сейчас в проекте 421 пара. И каждая из них уникальна. Кто-то бегает марафоны, кто-то любит походы, а кто-то домашние вечера. И каждый из наставников – обычный человек с работой, семьей, увлечениями и проблемами; просто один раз в неделю он находит время, чтобы поехать в детский дом и просто поговорить со своим «младшим» другом.

Чтобы стать наставником не нужно обладать какими-то суперспособностями, иметь психологическое образование, опыт воспитания детей или много свободного времени. Достаточно быть готовым к дружбе, к ответственности за свои действия и к общению.

Наставники сейчас очень нужны в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Томске, Башкирии, Перми, Нижнем Новгороде, Иваново, Оренбурге и Калининграде. Если Вы давно думаете о том, чтобы стать Наставником, переходите по ссылке и заполняйте анкету. Ваш младший друг уже ждет встречи с вами!

Чтобы стать Наставником, нужно просто решиться! 

ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ

*По результатам опроса среди 63 сотрудников учреждений, 192 детей и 237 наставников в 7 регионах РФ (Новосибирск, Иркутск, Башкирия, Пермь, Нижний Новгород, Томск, Калининград). Оценивалось влияние наставников на жизнь детей через шесть основных сфер: отношения с другими людьми, материально-бытовая сфера, личностное развитие и самореализация (учеба, работа, хобби), психологическое состояние и настроение ребенка, здоровье и забота о собственном теле, ценностные ориентиры.

close icon
socialsocialsocialsocialsocial
mobile bg