Как говорить с ребенком про секс?

1692

Девочка начинает строить глазки мужчине в супермаркете, вместе с подружками разыгрывает с куклами «сексуальные сценки», мальчик рассказывает порнографические истории другим детям во дворе или демонстрирует половые органы. Сталкивались ли вы когда-нибудь с таким поведением? А можете вспомнить, как реагировали на него?

Нам, взрослым, иногда очень сложно ответить на простой детский вопрос: «Откуда берутся дети?», а спокойно относиться к проявлению сексуальности совсем не получается.

В этой статье эксперты Всероссийского форума PRO-подростков 2019 рассказывают о том, почему нужно говорить с детьми о сексе и работать с сексуализированным поведением.

Ребенок становится старше – и вместе с тем, как он растет, учится читать и считать, развивается его психосексуальная сфера. Родители, как правило, не готовы к этому, особенно если неожиданно сексуальность ребенка проявляется при посторонних людях.

Первая мысль: “А что подумают люди? Что я это поощряю, что я этому ребенка научил, что он видел, как я это делаю”. Как будто в этот момент дети компрометируют взрослых, ответственных за них. Взрослые пытаются остановить ребенка, запугать, застыдить. Как будто сексуальность вдруг вручается нам с пубертатом. А она принадлежит человеку с момента рождения (и даже раньше), просто потому что у человека есть тело, которое испытывает удовольствие», - рассказывает Инга Адмиральская, специалист в области гендера и сексуальности, преподаватель высшей школы, о причинах, которые влияют на наше восприятие проявлений сексуальности ребенка.

В такие моменты нужно просто остановиться и понять - насколько поведение ребенка укладывается в психологическую норму сексуального развития. Очень часто взрослые, в силу воспитания и внутренних ограничений, воспринимают нормальное развитие, как аномалию:

Так, в 5-6 лет нормально интересоваться темой появления ребенка в семье, изучать внешние различия мальчика и девочки. В 12 – 13 лет совершенно нормально мечтать о любви, вести романтические разговоры с друзьями и подругами, мечтать о партнере противоположного пола. В 15-16 лет – довольно часто случается опыт первого сексуального контакта и это тоже считается возрастной нормой. Поэтому родителям крайне важно определить, является ли то поведение, которое вызывает у них смущение, нормальным для этого возраста или нет. В случае соответствия поведения возрасту стоит поговорить с ребенком на понятном для него языке», - отмечает Елена Кандыбина, психолог по работе с родителями БФ «Здесь и сейчас».

Ситуация воспринимается сложнее, если сексуальное развитие не соответствует возрасту. Девочка в песочнице ведет себя, как взрослая женщина, мальчик рассказывает друзьям о том, что такое «секс» или показывает половые органы другим детям.

Ребенок ведет себя вызывающе, эксплуатируя сексуальность, при этом его поступки никак не связаны с реальным влечением или желанием заняться сексом. Такое поведение называется «сексуализированным». Но это не про секс, а про попытки ребенка переработать прошлый негативный жизненный опыт.

«Прилипчивость» и крепкие объятия – это свидетельство телесной депривации (недостаточности тактильного контакта в раннем возрасте), мастурбация – попытка справиться со стрессом и тревогой, вызывающее поведение – желание понравиться.

Принято считать, что сексуализированное поведение – это последствия именно сексуального насилия и чаще всего встречается в неблагополучных семьях. На самом же деле, это может быть результат другого негативного опыта, который был в жизни ребенка, и который он в силу возраста не смог переосмыслить. Он мог оказаться свидетелем жизни взрослых, которые не пытались это скрывать, его использовали для съемок детской порнографии, или он был подвержен словесным сексуальным домогательствам.

Часто подросток, в силу раннего неблагополучия, травмирующих жизненных обстоятельств, специфически развивающейся привязанности и других событий, произошедших в его жизненной истории, может использовать действия сексуального характера для удовлетворения других потребностей, не связанных с половым влечением как таковым. В первую очередь это касается тех детей, у которых в силу возраста не началась еще гормональная перестройка организма и которые, в силу этого, не испытывают полового влечения», - объясняет Елена Кандыбина.

При работе с таким поведением задача взрослых – найти источник проблемы и компенсировать его. Не всегда у родителей хватает знаний и опыта, чтобы справиться с проблемой самостоятельно. Нужно не бояться привлекать к помощи специалистов.

Это может быть и разовая консультация по вопросам развития ребенка, и запрос на диагностику, когда поведение ребенка тревожит, и способ разобраться в себе, когда вроде бы обычное поведение вызывает бурю эмоций», - объясняет Елена.

Таким образом, начиная разговор о сексуальных отношениях с ребенком, мы сталкиваемся одновременно со своими внутренними ограничениями и с прошлым опытом ребенка, который не всегда зависит от нас.

Как говорить с ребенком о сексе?

Прежде чем начать разговор с ребенком о том, что такое «секс», необходимо, в первую очередь, определить, что именно мы хотим сказать. Ведь с подростком, который в силу возраста интересуется противоположным полом и ребенком, который пережил травму утраты, мы будем говорить о разном. С подростком – про согласие на секс и контрацепцию. А с ребенком, который травмирован - про страх, про желание понравиться или привлечь внимание, про стресс, тревогу и безопасность.

Чтобы разговор был продуктивным, нужно обязательно учитывать возраст ребенка. Причем не паспортный, а психологический. Например, очень часто у приемных детей бывает задержка в психологическом и эмоциональном развитии, и с 12-летним нужно разговаривать, как с второклассником. Информация, которую родитель передает ребенку, должна соответствовать его возрасту.

Необходимо также ориентироваться на эмоциональный контакт между ребенком и родителем, на создание ощущения безопасной среды. Если отношения доверительные, тогда разговоры на интимные темы пройдут легче, а ребенок больше будет прислушиваться к родителю, - говорит Елена.

Говорить об этом можно дома, в безопасной обстановке, на понятном для ребенка языке. При этом у родителей должен быть четкий словарь для обозначения половых органов. Пусть это будет медицинская терминология. Потому что в случае, если с ребенком вдруг что-то произошло, он сможет объяснить, кто и где его, например, потрогал, - объясняет Инга.

К такому разговору можно подготовиться, взять в помощь дополнительную литературу или, если взрослый понимает, что не может самостоятельно справиться - обратиться к специалисту.

Когда мы говорим про детей подросткового возраста, сексуальное развитие которых происходит в соответствии с возрастом, нужно соблюдать те же самые правила. И также тщательно подготовиться к разговору. Главное, с чего стоит начать разговор о сексе – это с правил безопасности. И это не то же самое, что говорить о методах контрацепции и пытаться запугать ребенка заболеваниями передающимися половым путем.

Было бы здорово делать акцент на согласии. Да, барьерные методы контрацепции очень важны, и никогда нельзя заниматься сексом без презерватива.

Но намного ужаснее, когда секс – без согласия. И девочке, и мальчику нужно говорить о том, что они имеют право отказаться в любой момент. Что партнер имеет право отказаться в любой момент. Если вы целовались – это не значит, что вы обязаны снимать штаны.

На любое действие лучше запросить согласие, чем сделать, а потом понять, что твой партнер или партнерша не были согласны. И уже после этого провести короткий ликбез по поводу методов контрацепции и заболеваний, передающиеся половым путем, которые очень опасны. Важно объяснить, если партнер отказывается надевать презерватив – уходи, - объясняет Инга.

Если подводить итог, то, чтобы подготовиться к разговору о сексе, нужно:

- принять тот факт, что у человека любого возраста есть сексуальность;

- оценить насколько поведение ребенка соответствует существующей возрастной норме;

- попросить помощи у специалистов, если чувствуете необходимость;

- выстроить доверительные отношения с ребенком и создать безопасное пространство для разговора;

- обязательно подготовиться.

Мы также сделали еще несколько карточек, где написали ответы на самые популярные вопросы о «сексе» от родителей. 

logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg