КАК НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ

1922

Как наказывать ребенка и нужно ли вообще? Вопрос из разряда, кажется, вечных. Мы побеседовали с психологами, они точно знают ответ.

Начнем с того, что наказания нужны - это часть сложного воспитательного процесса. Без них мы будем делать все что вздумается. Воцарится хаос, а это не очень хорошая перспектива для развития того светлого будущего, к которому мы так стремимся. Здесь нужно соблюдать баланс и делать это правильно!

Когда ребенок растет, он познает мир, людей вокруг, себя самого. Ему хочется понять: что можно, а что нельзя. А самое главное - почему? И наша с вами задача объяснить это. 

  1. Оговорите правила и границы заранее. И не устанавливайте просто запрет, а покажите последствия поступков ребенка, чтобы он сам увидел, почему нельзя что-то делать. Таким образом мы научим его оценивать свои действия, а не слепо следовать установленным правилам. 

Иногда ко мне приходят дети и рассказывают, что они устали от постоянных запретов родителей. Я говорю: правила и границы нужны для того, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. И, если ты их нарушаешь, они влекут за собой последствия. Например, когда выходишь на пешеходный переход, ты же не боишься, что попадешь под машину? Нет. Это все благодаря установленным правилам. Представь, если бы их не было! Твои родители хотят, чтобы ты был в безопасности, постарайся прислушаться к ним - рассказала психолог службы сопровождения Анастасия.

2. Ребенок все-таки нарушил правила. Что делать? Первым делом, убедитесь, что проступок правда был. Никто не хочет быть наказанным, особенно за то, чего он не делал.

Например, вам сообщили, что ваш ребенок подрался с мальчиком из соседнего класса. Не спешите злиться, криками вы ничего не добьетесь. Убедитесь, что драка была. Расспросите ребенка обо всем. Что не поделили? Что его заставило применить силу? А затем расскажите, что насилие в любых его проявлениях - это плохо. Но не забывайте про серьезный тон, ребенок не должен подумать, что вы одобряете его поступок, даже если он не первый начал драку.

3. Наказание должно соответствовать проступку. Например, не следует ставить ребенка в угол, если он не моет руки. Придумайте для этого что-то более мягкое. 

Попробуйте сказать: “Если ты не будешь мыть руки, то я больше не буду давать тебе твою любимую шоколадку.”

4. Учитывайте особенности характера вашего ребенка. И не нужно делать из мухи слона и устраивать настоящий скандал за шалости. Если вы знаете, что он достаточно тревожный, не следует лишний раз повышать голос или кричать. 

Представьте ситуацию: ваш ребенок забыл выбросить мусор, а вы вдруг начинаете сильно ругать его за это. Тревожный ребенок примет это слишком близко и уже будет думать не о том, что мусор нужно выбрасывать, а о том, что мама его не любит, и он плохой сын. Ведь дети все воспринимают буквально. 

5. Перегибание палки может привести к психическим расстройствам у ребенка. Важно помнить, что мы наказываем ребенка, когда он не соблюдает установленные правила, а не когда мы раздражены и злимся!

Всегда объясняйте детям, за что они наказаны. Взрослый должен понимать, что происходит с ним самим, что он чувствует и почему. Дети могут не знать, из-за чего вы нервничаете, им не знакомы “взрослые” проблемы. И воспринимать такое поведение они будут по-своему.

6. Многие уверены, что если дать хорошего ремня ребенку, то он сразу все поймет. Это не так. Скорее, это научит детей использовать силу и жестокость для решения проблем и конфликтов. 

ВАЖНО! Физические наказания запрещены законом. Агрессия вызывает ответную агрессию: ребенок будет настроен против родителя, научится скрывать свои поступки, и у него упадет самооценка. Людям дан дар говорить - так используйте его! Рассказывайте, что чувствуете вы и спрашивайте о чувствах ребенка.

7. Между наказаниями и поощрениями всегда должен быть баланс. Но часто родители забывают про второе и замечают лишь проступки. Согласитесь, не очень приятно? Если детей лишь наказывать, то из этого явно ничего хорошего не выйдет.

Обращайте внимание не только на плохое поведение ребёнка, но и на хорошее. Хвалите за успехи в учёбе или в чем-либо ещё. Но не увлекайтесь материальными поощрениями. Принцип “если ты получишь пятерку, я дам тебе конфетку” плох тем, что, когда конфетки закончатся, ребенок не захочет учиться. 

Наказания (последствия) - важная часть воспитания. Но нужно понимать, что ребенок чувствительное создание, и любое неправильное действие со стороны взрослого может нарушить его душевное равновесие. 



logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg