«Воспитываю в них человечность»: о работе воспитателя в детском доме

 Воспитатель в детском доме – это и наставник, и организатор мероприятий, и супермен с важной миссией. О том, что в профессии самое ценное, а что самое трудное, рассказали воспитатели на форуме PRO-подростков, который мы проводим совместно с фондами «Открывая горизонты» и «Измени одну жизнь». В этом году мы провели последнюю конференцию в таком формате. Всего мы провели 4 всероссийских мероприятия для специалистов, которые работают в сфере социального сиротства. Со всей России к нам приезжали воспитатели и психологи детских домов, сотрудники органов опеки и попечительства, приемные родители и представители некоммерческих организаций. 

 Этот материал – попытка рассказать о людях, которые приезжали в Москву, чтобы лучше узнать подростков, научиться их принимать и помогать эффективнее. 

Дарья Лукьянцева, воспитатель в КОУ ДС «Адаптивная школа-интернат №5» (Омск). По образованию она педагог, но в детский дом пришла после работы в школе. 

  

 «О проблемах детей-сирот раньше даже не задумывалась»

Я с детства понимала, что  воспитание – тяжелый процесс. Видела, как непросто моей маме, которая растила меня одна. И чтобы разобраться во всех тонкостях, решила получить образование педагога-психолога, а после выпуска устроиться в школу. Совсем скоро я поняла, что значительная часть времени уходит на общение с родителями. Часто они настолько зациклены на том, чтобы дать детям материальное, что совсем забывают о духовном. Педагоги и психологи делают все, чтобы помочь ребенку, но без участия родителей – это бесполезно. 

От этого осознания несправедливости я старалась избавиться, и на каникулах отправилась работать вожатой в детский лагерь. Там я и познакомилась с сиротами. Если честно, раньше я знала о существовании детских домов, некоммерческих организаций, но почти не задумывалась об их проблемах. А когда познакомилась с детьми поближе, нашла с ними общий язык, решила сменить место работы. И уже третий год я – воспитатель. 

 

 «Сначала нужно поменять свое мышление»

Я, как и многие другие, думала, что дети из детдома, как волчата. Мрачные, колючие, никого к себе не подпускают. Но в свой первый день шла в интернат с полной уверенностью, что они наверняка будут рады новому воспитателю! Я приду, а они меня любезно встретят, и мы пойдем пить чай. Вместо радушия, они сначала сказали, что я не справлюсь, а потом обокрали. Дети всех проверяют на прочность.

Я стала работать над собой, менять своё мышление, завоевывать авторитет. Сейчас мы – настоящая семья, проводим много времени вместе и уважительно друг к другу относимся. Но это требовало сил и времени.

Самое главное, принять, что у этих детей внутри куча вопросов к миру. «Почему я? Почему именно со мной?». Они обижены, не принимают и не любят себя. Да, у детей много боли, негативное прошлое, душевные изъяны, множество проблем, и они часто делают ошибки. Но если мы будем жестокими, попрекать их, осуждать, то ничего хорошего не выйдет. Нужно понять причины их поведения и заглянуть в сердце, отделить человека от поступка. Ошибаться свойственно всем.

 

«Воспитатель с ребенком 24 часа в сутки»

Воспитатель – самый первый значимый взрослый для ребенка. Я с ними 24 на 7. Если меня нет на работе, они звонят, чтобы рассказывать, как прошёл день, посоветоваться, обсудить возникшие сложности. Для них очень важно иметь возможность быть понятым и услышанным. Особенно в переходном возрасте, когда к трудностям в учебе прибавляются романтические влюбленности, страхи о будущем. Правильная модель поведения воспитателя – не обучать, а наставлять детей. Рассказывать им истории из собственного опыта, показывать положительный пример, вместе решать проблемы. Только так дети начинают прислушиваться к вам и стремиться к лучшей жизни. 

Я много времени уделяю на самообразование, читаю, узнаю что-то новое, чтобы затем поделиться этим с детьми. Педагог должен быть интересным, чтобы, как только он приходил, дети откладывали свои телефоны, и шли к нему. Если ты сам – разбит, не знаешь, о чем говорить, не понимаешь, зачем тратить своё личное время на общение с детьми, не ищешь индивидуальный метод работы для каждого – то и дети не пойдут на контакт.

 

 «Для них это практика жизни»

Основа нашей школы-интерната – семейное воспитание. У нас 8 квартир, 2 дневные и 2 ночные «мамы». В моей квартире 3 парня и 5 девчонок разного возраста. И воспитываем мы их, как в семье. Старший заботится о младшем, защищает его, а младшие берут пример. Это практика жизни.

Так как у нас адаптивная школа-интернат, где находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, им нужна безграничная любовь и особенная забота. Чтобы, когда они выйдут во взрослый жестокий мир, не потеряли в себе человечность. В детском доме нельзя работать людям с каменными душами и черствыми сердцами.

Мы стараемся научить их жизненным принципам, осознать свою позицию и научить ее отстаивать. Мы просто должны сделать их сильными, смелыми, ничего не бояться и внушить, что только они сами могут себе помочь. Моя задача – дать ребенку почувствовать, что он полноценный, нужный миру и профессии. На своем опыте я вижу, как дети меняются. Они становятся ласковыми, верными, и вместо того, чтобы идти в плохую компанию, приходят к воспитателю за советом. Потому что доверяют.

 

 «У педагога не должно быть застоя»

Дети иногда ленятся, создают трудности. Но, когда заканчивается рабочий день, и я собираюсь домой, они вьются вокруг меня, обнимают, провожают – это прекрасное чувство. И я счастлива, если ребенок на самом деле меняется. Как-то к нам из родной семьи поступил 16-летний мальчик. Он никогда в жизни не праздновал день рождения, говорил, что в этот день просто выпивали с друзьями. А мне хотелось показать, что это светлый и значимый день. Поэтому в день его рождения я организовала торжество. Знаете, какая была реакция? Ему было неприятно, дико, он превратился в колючего ежа. «Зачем вы надели колпаки? Зачем всех позвали? Я не хочу этого!». Но с чего-то нужно было начать. На следующий год он первый стал заинтересованно спрашивать, кто придет к нему на день рождения, что мы будем готовить. Это нелегкий процесс, но, чтобы дети стали меняться, воспитателю в первую очередь нужно искать мотивацию в себе и постоянно учиться новому.

В этом очень помогают такие мероприятия, как конференция PRO-подростков, в рамках которой посещаешь множество полезных мастер-классов, знакомишься с новыми практическими методиками. Я, например, вернувшись из Москвы, стала активно применять технику «15 минут» в общении со своими подопечными. 

На многие вещи стала смотреть под другим углом. Мне казалось, что только у нас в Сибири такие проблемы, с которыми другие регионы не знакомы. Но познакомившись со множеством специалистов со всей России, убеждаешься в обратном. Мы не одни, проблемы схожи у всех, главное помнить, что вокруг столько неравнодушных людей, которые, как и я сама, хотят помогать детям. Они тратят свое личное время, закладывают свои жизни ради детского благополучия. И объединяться на таких мероприятиях, чтобы делиться опытом, находить истину в дискуссиях и вместе решать трудности, очень полезно.

В педагогике не должно быть застоя. Представьте воду, которая долго стоит. От неё никакого толку: ни попьешь, ни умоешься. Только в раковину. И иногда я сравниваю себя с водой: что я сейчас даю детям, напою ли я их или нет? Ведь успех воспитателя не в том, сколько он грамот и похвалы получит, а в том, сколько даст детям того, что они могут применить в дальнейшей жизни.

 

 

Максим Носковец, воспитатель в Барышевском детском доме (Новосибирская область), в социальную сферу пришел случайно. До этого видел себя только в бизнесе.

 

 «Сначала стал наставником, затем воспитателем»

Раньше я не был связан с темой детства. Но три года назад увидел рекламу проекта «Наставничество» от фонда «Солнечный город». Я долго о ней думал и в один вечер всё-таки заполнил анкету. После этого со мной связался фонд, я прошёл тренинги, получил необходимые справки и познакомился со своим подопечным – Хасаном. В волонтерство я быстро втянулся. Кроме наставничества, стал автоволонтером, присоединился к проекту «Волонтерский караван» и в выходные ездил в учреждения Новосибирской области, а также продолжал видеться с Хасаном. Он – классный ребенок! За 3 года у нас сложились доверительные отношения, секретов нет совсем. Он рассказывал мне о своей жизни в детдоме, делился проблемами, а когда сбегал, звонил мне раньше, чем узнавали там. «Макс, прости, я убежал». После того, как я узнал, чем можно помочь детдому, я решил съездить туда, чтобы вместе решить проблемы.

Мы пообщались с директором, и он неожиданно предложил мне работать в детском доме. Я долго думал, взвешивал все «за» и «против», советовался с женой. И так как мой бизнес обеспечивает средства для существования, и у меня есть свободное время, предложение я принял. Уже почти год 15 дней каждого месяца я работаю воспитателем.

 

 «Пацанам проще с воспитателем-мужчиной»

Отчасти я продолжил семейную династию. Моя мама – заслуженный педагог, дядя – тоже учитель, тётя всю жизнь работала завучем. Теперь и я получил дополнительное профессиональное образование педагога, к моему уже имеющемуся коммерческому.

Конечно, вначале были разные страхи. О том, что дети неблагополучные и сложные, о том, что не найду общий язык с ними. А еще я очень не хотел быть воспитателем у Хасана, ведь боялся, что наши отношения изменятся. Ведь наставник – в первую очередь взрослый друг, а воспитатель – тот, кто следит за поведением, за учебой, может быть требовательным. Но, к счастью, ничего не поменялось. А в период карантина Хасану повезло даже больше, чем другим детям. Ведь у них не было возможности видеться со своими наставниками, а я приходил каждые два дня.

Сейчас в моей группе 9 человек, все – выпускники. Они могут спросить совета, поделиться со мной, обсудить то, что их волнует. Особенно мальчики. Они тянутся к воспитателям-мужчинам, им легче открыться и поделиться проблемой с тем, кто точно поймет.

 

 «Хочу научить детей чему-то домашнему»

Самое ценное для меня – это доверие детей. Если ты для них авторитет, выстроил хорошие взаимоотношения, значит с детьми можно будет обо всем договориться, избежать возможных проблем. Я стараюсь максимально социализировать детей и подготовить их ко взрослой жизни, чтобы им было проще после выпуска. Каждую смену учу, как стирать, накрывать на стол, убираться, стараюсь привлечь их к готовке. Ведь они привыкают, что для них готовят и убирают другие и остаются неприспособленными к жизни. Знаете, какое любимое блюдо детей? «Доширак». Не надо ничего готовить, а после еды просто выкидываешь упаковку, даже мыть ничего не надо. Поэтому учить ребенка из социальной системы чему-то домашнему, хорошему, элементарным бытовым вещам – важная задача. 

В детском доме совсем не такие печальные условия, как думают многие. В нашей группе, например, есть игровая приставка, ноутбук, а недавно мы сделали ремонт, не без помощи «Солнечного города» и волонтеров. У детей есть всё необходимое для жизни, их обучают классные педагоги, внимательные воспитатели, которые постоянно растут над собой. Я, например, после конференции PRO-подростков поменял свои взгляды на некоторые обыденные вещи, получил бесценные знания от коллег со всей России и привёз настольную книгу для воспитателей, изданную фондом «Солнечный город». И её сейчас читает весь педагогический состав детского дома. Многогранная работа над собой для воспитателей очень важна, ведь это напрямую сказывается на профессиональной деятельности, меняет ее в лучшую сторону.

Не могу сказать, что эта работа простая. Наоборот. Но, когда я недавно вернулся к детям из двухнедельного больничного, а они встретили меня с такой искренней радостью, и я ещё раз убедился, что всё не зря.

 

 Карина Тадевосян, психолог в ТОГБОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат в Тамбовской области, с воспитателями работает в тесной связке третий год, и может составить стороннее мнение.

 «Воспитатели – просто супермены какие-то» 

До того, как я стала работать в школе-интернате, я была уверена, что детям одиноко. Но затем увидела, как с ними общаются воспитатели, педагоги. Им всегда есть с кем поговорить, и они не чувствуют себя не нужными, ведь весь педагогический состав для них, как семья. Наши воспитатели не ругаются на детей, а решают конфликты мирно, находя грамотный подход к каждому ребенку. Да, они сталкиваются с разными проблемами: трудные подростки, кризисы в переходный возраст, собственное эмоциональное выгорание. Об этом было многое сказано на конференции PRO-подростков, а главное, даны инструменты, как с этим всем справляться и применять новые знания на практике. 

Важная задача воспитателя – направить ребенка в его пути. Наши дети обожают своих воспитателей и учителей. Всегда прислушиваются к их мнению, а после выпуска часто приезжают в гости, говорят, скучают.

Я считаю, идеальный воспитатель должен обладать безграничным терпением, выдержкой, коммуникабельностью, ответственностью и чувством юмора. Получается какой-то супермен. Но если видеть, как воспитатели работают, как находят общий язык с детьми, что вкладывают в них, убеждаешься в том, что они и правда герои.

close icon
socialsocialsocialsocialsocial
mobile bg